Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Авиаперевозки

Дискаунтер уходит в небо

Лоукостеры

Из Москвы в Петербург или Сочи — за пятьсот рублей, из Екатеринбурга в столицу — за три тысячи. Значительно дешевле, чем на поезде, такси, самолете. Но эти цены «Капиталист» указал именно за полет на самом настоящем авиалайнере, принадлежащем, правд а, не традиционному авиагиганту, а лоукостеру.

В последние годы авиакомпаниилоукостеры (от англ. low cost — низкая стоимость) активно осваивают российское воздушное пространство. По мнению аналитиков, в ближайшие годы эти воздушные дискаунтеры составят серьезную конкуренцию отечественным авиакорпорациям с их заоблачными тарифами.

В предкризисные годы российский рынок авиаперевозок рос втрое быстрее мирового. Тогда и задумывались такие проекты дискаунтеров, как «Скай экспресс» (Sky Express) и «АвиаNovа». Но в прошлом году отечественные авиакомпании пережили спад около 10%. Оживать отрасль начала только сейчас.

— Несмотря на это, лоукостеры уже прочно прописались в России, и со временем можно ожидать появления новых игроков — восстановление рынка после кризиса дает им новые возможности, — уверен глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. — Правда, отставание отечественных дискаунтеров от Европы и США сохранится.

Действительно, до европейских тарифов и географии полетов нашим лоукостерам еще далеко. Заграничные компании часто получают дотации от правительства, договариваются с аэропортами о бесплатном обслуживании. Руководство идет навстречу, ведь неавиационные доходы могут превысить прибыль, недополученную от сборов за взлет-посадку. Однако в России нет даже точного законодательного определения дискаунтеров.

Не срабатывает и эффект масштаба — пассажиров у наших бюджетных авиалиний пока во много раз меньше, чем у их коллег в Европе. Россияне пока не готовы пользоваться современными каналами продаж и отказываться от привычных элементов сервиса. В итоге доля дискаунтеров на рынке пассажирских авиаперевозок в Европе и США превышает 30 – 35%, в России — всего 6,5%.

Коренным отличием российских лоукостеров от европейских является преобладание в парке «возрастных» самолетов. А затраты на ремонт сводят один из главных эффектов бюджетной авиаперевозки к минимуму и создают массу сложностей для компании. К примеру, год назад Росавиация пригрозила дискаунтеру «Скай экспресс» лишением сертификата эксплуатанта за участившиеся задержки рейсов. Фактически из 9505 рейсов опоздали 1827, то есть каждый четвертый самолет компании. Причина в том, что перевозчик использовал лишь пять самолетов из девяти. Остальные задерживались на техобслуживании.

Ничего не включено

Однако отсутствие новых самолетов не мешает отечественным лоукостерам перевозить пассажиров значительно дешевле, чем другие авиакомпании. Как им это удается? В чем феномен бизнес-модели бюджетных перевозчиков?

Дело в том, что дискаунтеры экономят абсолютно на всем. Любая дополнительная услуга — провоз багажа, трансфер в аэропорт, страховка, еда и напитки, пресса в небе — у них стоит денег, пусть и небольших. Одна из европейских компаний и вовсе заявила, что в скором времени введет на рейсах стоячие места и сделает туалеты во время полета платными. Цена вопроса — около 50 рублей. Но по самым скромным подсчетам, на услуге перевозчик может заработать от 5 млн евро в год.

Около 65% опрошенных из 120 тыс. выразили согласие пойти на такие жертвы ради снижения стоимости авиабилетов.

Есть у «бюджетников» и другие особенности ведения бизнеса:

• к примеру, отсутствие мест в посадочных талонах стимулирует пассажиров быстрее подняться на борт и занять места. Принцип — кто куда успел, тот туда и сел — позволяет избежать задержки пассажиров;

• неудобное время рейсов. Часто вылеты назначают на раннее утро или поздний вечер;

• онлайн-регистрация на рейс посредством интернета. Регистрация в аэропорту — уже за отдельную плату;

• поощрение раннего резервирования авиабилетов. Цена билета увеличивается по мере заполнения самолета, чем раньше покупка — тем дешевле полет;

• использование второстепенных аэропортов. К примеру, вместо лондонского Хитроу самолет приземлится в Станстеде, а вместо Арланды в Стокгольме — аэропорт Скваста, находящийся в двух часах езды от столицы Швеции.

Последний пункт относится больше к заграничным лоукостерам. Использование второстепенных аэропортов позволяет им быстро поднимать самолеты в воздух, в отличие от конкурентов. Отечественным дискаунтерам в этом плане сложнее. В погоне за экономией самолеты не могут садиться в отдаленных аэропортах — их в стране не так много, зато расстояние между городами внушительное. Самое большее, на что сейчас может рассчитывать бюджетный перевозчик, — старый терминал в крупном аэропорту.

Однако все перечисленные минусы с лихвой окупает низкая цена и высокая безопасность полетов. За все время существования лоукостеров не было ни одного происшествия с человеческими жертвами. Возле нуля и потери багажа.

Дешевле только пешком

Немногие зарубежные лоукостеры решаются осваивать российское небо. Ведь если на Западе им платят за приход в порт, то в России предлагают заплатить за «хорошее» место в терминале. Но отдельные дискаунтеры к нам все же приходят. Например, много рейсов делают немецкие Airberlin и Germanwings.

ДЕСЯТКА САМЫХ НЕПУНКТУАЛЬНЫХ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ*

1. Sky Express

2. «Владивосток-авиа»

3. «Атлант-союз»

4. «Авианова»

5. «Якутия»

6. Red Wings

7. «Оренбургские авиалинии»

8. «Московия»

9. «Таймыр (NordStar Airlines)»

10. «Уральские авиалинии»

* При составлении списка учитывались данные Федерального агентства воздушного транспорта по задержкам рейсов свыше двух часов по вине авиакомпаний.

Источник: Forbes

Зато отечественные «бюджетники» за несколько лет существования доказали, что конкурировать и с государственными, и с естественными монополиями вполне реально. Главное, найти и правильно рассчитать свою нишу. Наши лоукостеры уже сейчас отнимают часть прибыли и пассажиропотока у традиционных авиа- и железнодорожных гигантов.

К примеру, минимальный тариф компании «АвиаNovа» составляет всего 250 рублей. По итогам прошлого года дискаунтер занял 17 место в рейтинге крупнейших авиакомпаний России по количеству перевезенных пассажиров: более 1,3 млн человек. За тот же период другой российский дискаунтер «Скай экспресс» перевез почти столько же — 1,1 млн. Правда, за последнее время тарифы этой компании немного выросли, но воспринимают ее по-прежнему как доступного перевозчика. Пожалуй, немалую роль в этом играет передовой подход дискаунтера к продвижению услуг и продаже билетов — компания предложила покупать их в «Евросети», оплачивать в терминалах или скретч-картой (платежные карты).

Продажа услуг, сопутствующих перелету, дает «Скай экспрессу» 10% выручки. Авиакомпания существенно экономит на административных издержках: недорогие офисы, малочисленный и эффективный персонал, нет охраны, водителей, секретарей, курьеров. При этом у лоукостера выше, чем у сетевых компаний, занятость кресел: в первой половине 2010 года у «Скай экспресса» — 76%, у «Аэрофлота» — 74%, у «России» — 72%.

— Разумеется, как и другие авиаперевозчики, мы воспринимаем лоукостеров как конкурентов, — в интервью нашему журналу утверждает Александр Плотских, генеральный директор иркутского авиаагентства «Аэромил». — Правда, пока российским лоукостерам невыгодно выходить на региональные рынки. Они сосредоточились на московских аэроузлах и не отнимают у нас прибыль и пассажиров. В перспективе дискаунтеры, конечно, придут. Но для этого должна быть развита конкуренция среди федеральных аэропортов и топливных компаний, а также снижены затраты на обслуживание в терминалах.

 


Sky Express

Авиакомпания основана в 2006 году. Самолетный парк состоит из «Боингов» 737 – 300 и 737 – 500. Направление полетов из Москвы: Мурманск, Калининград, Краснодар, Пермь, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Сочи и Ростов-на-Дону.

Правила провоза багажа: вес — не более 15 кг, на борт можно взять не более 10 кг от заявленного веса. Габариты ручной клади — не более 45Ѓ~35х15 см.

Бесплатного питания нет. На борту продаются напитки (в том числе и алкогольные), а также различные закуски. Действует программа лояльности «Летают все!». По ней каждый одиннадцатый полет — бесплатно.

 


АвиаNova

Авиакомпания основана в 2009 году. Парк самолетов — два «Эйрбаса» A320. Направление полетов из Москвы: Краснодар, Астрахань, Казань, Набережные Челны, Самара, Сочи, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Ульяновск, Уфу. Из Питера — в столицу, Калининград, Краснодар, Архангельск и Сочи.

Провоз багажа на борту — не более 10 кг. Габариты ручной клади — 55Ѓ~40х20 см. Общий вес зарегистрированного багажа — 23 кг. Багаж здесь провозится платно. Оплата производится за одну единицу зарегистрированного багажа в один конец. Таких единиц на человека допускается не более пяти (при условии, что оплачивается каждая). Плата за единицу багажа — 300 рублей. 

Катерина Сухих


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (50) Июль - Август 2011 года


  • Число просмотров: 1564

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть