Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Транспорт

Рынок такси: Маршрут между строк закона

В первый день осени в действие вступает закон, значительно меняющий сложившийся сейчас порядок в сфере услуг такси. Участники таксомоторного бизнеса уже окрестили предстоящее событие «похоронами легального такси», предрекая массовый исход сотрудников служб такси в категорию бармил-частников. Почему нужный закон вступает в действие именно в такой жесткой и непрактичной редакции? Некоторые из причин, озвученных экспертами «Капиталиста», выглядят весьма правдоподобно.

 
  

Евгения Шороп,

глава НП «Владельцы иркутских такси»:

— Закон о такси принят исключительно в интересах столичных монополий и абсолютно не приемлем в регионах. Очевидно, что небольшие службы такси хотят выжать с рынка.

Федеральный закон № 69 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» президент РФ Дмитрий Медведев подписал в апреле нынешнего года. Этот документ должен, в том числе, регулировать и рынок услуг такси — с помощью целого ряда новых требований.

По пунктам

Согласно ФЗ N69, с 1 сентября любая таксомоторная компания или частный предприниматель-таксист на перевозку пассажиров и багажа обязаны иметь разрешение, выдачей которого будет заведовать некий уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Похоже на своеобразный возврат к лицензированию, пусть и в упрощенной форме.

Здесь существуют и плюсы, и минусы. Плюс, к примеру, в том, что разрешение выдается на срок не менее чем пять лет. Минус — документ будет действителен только на территории того региона, в котором он был получен, за исключением случаев, если между регионами заключено соответствующее соглашение.

Реализация этого пункта вызывает у участников рынка соответствующие вопросы. Что делать, если власти соседствующих регионов не договорятся между собой? Получать разрешение на перевозку и в соседних регионах как-то накладно. Высаживать пассажиров на границе субъекта?

Дальше — больше. По закону региональные власти самостоятельно смогут определять порядок платы за выдачу разрешения (п. 8 ст. 9 Закона). Однако минимальное и максимальное значения этой оплаты не установлены. Полагаться же на честность и благородство чиновников в нашей стране не принято. По известным всем причинам.

К тому же выдавать разрешение будут далеко не всем. Получат его лишь те предприниматели, у кого транспортное средство оформлено в собственность либо на условиях договора лизинга. Арендовать авто у физического лица или использовать его по генеральной доверенности в качестве такси теперь запрещено.

Но и на этом требования ФЗ N69 к таксомоторному бизнесу не заканчиваются. Вот еще:

1) легковое такси должно проходить государственный технический осмотр каждые шесть месяцев;

2) иметь на кузове (боковых поверхностях кузова) цветографическую схему, представляющую собой композицию из квадратов контрастного цвета, расположенных в шахматном порядке;

3) соответствовать единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов РФ;

4) иметь на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета и быть оборудовано таксометром;

5) водитель легкового такси должен иметь водительский стаж не менее трех лет либо общий водительский стаж не менее пяти лет.

Через год после выдачи разрешения таксистов ждут плановые проверки. Будут и внеплановые. Оснований для них масса — заявления граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, СМИ.

Через четыре года — с 1 января 2015 года — вступит в силу еще одно нововведение — установление квоты для регионов по общему числу автомобилей. Мера принята в основном для разгрузки транспортного трафика. Максимальное количество такси не должно быть меньше числа разрешений, действующих по состоянию на 1 июля 2014 года. Если же их количество окажется слишком велико, власти устроят аукцион по выдаче разрешений.

Необновляемый парк

Своевременно обсудить документ с непосредственными участниками рынка российские законотворцы не посчитали нужным. О принятых поправках владельцы служб такси узнали из СМИ и, естественно, восприняли закон как очередной передел рынка. По стране прокатилась волна массовых акций протеста. Не остались в стороне и иркутские таксисты: в мае по городу проехали несколько десятков машин с траурными ленточками, символизируя тем самым похороны легального такси.

— Закон абсолютно сырой и непроработанный, — в беседе с нашим журналом комментирует ситуацию Евгения Шороп, глава некоммерческого партнерства «Владельцы иркутских такси». — Многие депутаты даже не прочитали его, но проголосовали «за». На круглом столе в администрации города нам прямо сказали, что хотят сделать такси таким, как в Лондоне. А как мы будем под эти стандарты подгонять транспорт и персонал, никому дела нет. Очевидно, что небольшие службы такси хотят выжать с рынка. Видимо, ожидая прихода крупного монополиста.

По мнению эксперта, закон не поспособствует пополнению государственной казны. Поправки пролоббировали страховые и автомобилестроительные компании. У каждой из них своя выгода.

— Когда дело дойдет до установления квот на такси, думаю, уже никого не удивит, если этот аукцион выиграет некий крупный бизнесмен, производитель собственных авто, — уверена Евгения Шороп. — Закон о конкуренции нарушается напрямую. Службы такси вынуждены будут уйти в тень.

Больше всего предпринимателей возмутил пункт об обязательном наличии у фирмы собственного парка машин. На данный момент в Иркутске официально зарегистрировано 130 служб такси, из них не более пяти компаний имеют свой собственный автопарк. При этом финансовая ситуация в этих компаниях весьма непростая, состояние транспорта оставляет желать лучшего.

— Многие фирмы попросту не смогут приобрести парк машин, и им придется закрыться, — констатирует Станислав Татарников, директор такси «Шесть двоек». — Нужны большие финансовые средства на содержание, профилактику, ремонт и обновление автомобилей. Например, в нашем парке 150 машин. Это частный транспорт. С водителями работаем на основании агентских договоров и договоров о возмездном оказании услуг. Чтобы купить 150 машин для собственного автопарка, потребуется не менее 50 млн рублей.

165 организаций в Иркутске, Ангарске, Шелехове и Мегете предлагают услуги легкового такси

— Когда услышали о законе, сразу пошли в один из иркутских автомобильных салонов — хотели приобрести хотя бы несколько машин в собственность, — рассказывает Евгения Шороп. — Выяснилось, что заказы принимаются только на ноябрь. Законодатели не учли, что российский рынок в принципе не готов к исполнению таких норм. Та же ситуация с таксометрами. В госреестре до сих пор не определена модель, которую мы должны использовать. Если сейчас цены на прибор колеблются от 17 до 20 тысяч, представьте, что будет, когда вся страна ринется закупать эти таксометры. Кстати, GPS-навигаторы выполняют почти те же функции, только стоят гораздо дешевле. Но альтернативы нам не предоставляют. Интересно, как в таком случае будут работать такси, например, в поселке Мегет?

— Таксометр сразу же сделает поездку дороже, — поясняет Алексей Новокрещенов, владелец такси «Шесть семерок». — При стоимости бензина в 26 рублей цена за 1 км составит уже 58 рублей. А пассажиры не готовы ничего оплачивать дополнительно. Конечно, все хотят ездить на быстром и безопасном такси. Но если встанет выбор между легальной фирмой с отличными автомобилями, всеми необходимыми разрешениями, документами и нелегалом-частником с низкими расценками, то выберут, скорее всего, последнего.

Поворот в тень

В некоммерческом партнерстве «Владельцы иркутских такси» проанализировали, как отразится закон на различных участниках рынка. Как выяснилось, меньше всего пострадают как раз те, с кем собирались бороться, — нелегальные таксисты.

К примеру, документ предусматривает ответственность за незаконную установку фонарей и работу без разрешений, но, убрав символику такси, частные перевозчики этот пункт легко обойдут. Проверять их, по сути, некому. В отличие от диспетчерских служб, которые либо потеряют основную часть работников и закроются, либо уйдут в «подполье»: купить собственный автопарк за 25 – 30 млн рублей или взять автомобили в лизинг им не под силу. Получается, что закон разрушит мелкий бизнес, о поддержке которого так много говорят на всех уровнях власти.

А вот федеральные сети такси, скорее всего, пострадают незначительно, так как «дотянуться» до их диспетчерской службы практически невозможно. Водителям же удобно подрабатывать в таком такси.

— Яркий пример — служба такси «Максим», — объясняет Евгения Шороп. — Организация находится в Кургане. Диспетчер связывается с таксистами в разных городах через приложение сотового телефона. При этом никто не контролирует состояние этих водителей и транспорта. У них нет ни медицинского, ни технического контроля. Соответственно поездка в таком такси стоит недорого. И проверки их вряд ли коснутся.

— Если все останется, как есть, то мы получим резкий рост нелегальных частных перевозчиков, — заявляет Алексей Новокрещенов. — В Краснодаре пытались внедрить подобные нормы, но в итоге их выполнили одна-две службы. Думаю, те, кто несмотря ни на что хочет действовать в рамках закона, переименуют фирму в ту же аренду транспорта. Но будут оказывать прежние услуги такси.

Штрафной прейскурант

 
   

Алексей Новокрещенов,

владелец такси «Шесть семерок»:

— Многие участники таксомоторного бизнеса просто не в состоянии будут выполнить все требования нового закона. Они перейдут в статус нелегалов.

За несоблюдение закона с января будущего года предпринимателей-таксистов и таксомоторные компании начнут штрафовать. По следующему прейскуранту:

• перевозка пассажиров без официально выданного разрешения влечет наложение на водителя административного штрафа в размере 5000 рублей;

• тысячу рублей придется отдать за отсутствие в салоне необходимой информации и за невыдачу пассажиру кассового чека или квитанции в форме бланка строгой отчетности;

• за отсутствие на транспортном средстве цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше таксист будет обязан уплатить штраф в размере 3 000 рублей;

• незаконная установка на автомобиль «шашечек» и опознавательного фонаря помимо штрафа грозит и лишением регистрационных знаков до устранения нарушения. Все штрафы будут варьироваться в зависимости от нарушения и статуса предпринимательской деятельности. Самый большой штраф предусмотрен для юридических лиц.

— Вот только в нашем регионе, как и в ряде других, нет даже органа, отвечающего за выдачу лицензий, — уточняет Алексей Новокрещенов. — Все законодатели в отпуске. Им не до нас.

Пяти месяцев явно недостаточно для устранения всех недостатков рынка пассажирских перевозок. Владельцы служб такси требуют изменить закон, исключить заведомо невыполнимые пункты. Или хотя бы увеличить сроки исполнения.

— Пока мы даже не понимаем, за что браться, — говорит Евгения Шороп. — Закупим транспорт, таксометры, перекрасим автомобили, а в закон внесут новые поправки. Потраченных денег ведь никто не вернет.

Необходимая модернизация

Закон, регулирующий таксомоторный бизнес, конечно, был необходим. Но явно не в том виде, что принят сейчас, уверены предприниматели.

В этом месяце в Москве должен был состояться первый Всероссийский съезд таксомоторных перевозчиков. Иркутская ассоциация также заявила о готовности принять участие во встрече. Пригласили на нее и разработчиков закона, и премьера Путина. Однако за неделю до мероприятия выяснилось, что против его проведения выступили московские чиновники. Дата съезда сдвинулась на неопределенный срок.

— Но региональные акции протеста принесли свои плоды, — сообщает Алексей Новокрещенов. — ЛДПР и «Справедливая Россия» поддержали «Владельцев иркутских такси», предложили внести на основе наших предложений поправки в закон.

В частности, предприниматели требуют исключить пункт о необходимости наносить цветографическую схему и окрашивать таксомоторы в единый цвет. Для выделения легкового такси из общего потока достаточно установки на крыше опознавательного фонаря оранжевого цвета с символикой службы.

Нет смысла и в установке таксометров — они не являются гарантом качества и безопасности услуг. Но явно приведут к удорожанию стоимости проезда. Каждая служба должна определить для себя: либо ставить таксометр, либо применять фиксированную (объявленную клиенту до посадки) оплату. Участники рынка также просят не устанавливать квоты в 2015 году — это создаст дополнительный стимул для коррупции. А ужесточение проверок таксомоторного бизнеса вполне может стать рычагом для незаконной конкуренции и привести к необъективному вытеснению с рынка значительного количества служб такси. Проверки, по мнению предпринимателей, необходимо проводить согласно ФЗ № 294 от 26.12.08.

— Мы хотим, чтобы нас хотя бы услышали, — говорит Евгения Шороп. — Но если осенью ничего в законе не поменяют, то акции протеста, митинги и забастовки продолжатся не только в Иркутске, но и по всей стране.

Ё-будущее?

По мнению Алексея Новокрещенова, скоропалительное принятие «закона о такси» вписывается в известный сценарий: осенью в взбудораживший всех документ главная партия страны примет определенные поправки и на приближающихся выборах получит свое большинство голосов.

Можно предложить читателю и еще одну версию — про «крупного монополиста». В июне между полномочным представителем президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным и создателями «Ё-мобиля» — автомобильного проекта Михаила Прохорова подписаны договоренности о создании на территории округа «Ё-такси», естественно, с использованием этих чудо-автомобилей.

Очевидно, что этот вариант сотрудничества имеет хорошие шансы на тиражирование, ведь компания «ё-АВТО» планирует в течение пяти ближайших лет выйти на объемы производства в полмиллиона автомобилей под брендом «Ё» в год. Собираться они будут по франшизе в разных регионах страны…

Катерина Сухих


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (50) Июль - Август 2011 года


  • Число просмотров: 1648

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть