Архив журнала «Капиталист»
Так это было
Сквозь новогодние витрины отелей
Улица Большая
В былые времена накануне Нового года и Рождества на иркутской улице Большой двери и лестничные проемы гостиниц и пассажей, которых здесь было немало, декорировались праздничными гирляндами. Их ступени и притолоки натирались специальной мастикой, пахнущей еловой смолой, а с прилавков на покупателей смотрели заморские диковинки, также увешанные гирляндами из колючей елочной хвои… Сегодня историческая рубрика «Капиталиста» заглянет сквозь по-новогоднему украшенные витрины вовнутрь двух зданий из прошлого века — отеля «Централь» и «Гранд-отеля».
Существует предположение, что идея так по-праздничному оформлять витрины на улице Большой принадлежала городскому архитектору Александру Евграфовичу Разгильдееву (1817 – 1895), действительно немало сделавшему для благоустройства Иркутска («Допожарный особняк» — «Капиталист», №8(53), ноябрь 2011). Иркутские же предприниматели лишь подхватили инициативу и развили ее. Среди них — содержатели магазинов, пассажей, гостиниц. К примеру, среди владельцев крупных харчевен и трактиров можно выделить Брянцева, Анагонова, Лейбовича, Попова, Казаринова, Рожанскую и жену купца Маркевича, а также коммерсанта Мальмберга, открывшего буфеты в городском театре, благородном собрании и коммерческом клубе.
Отель «Централь»
РАЗМЕРОМ С КВАРТАЛ
Большие витрины, выходящие сразу на две центральные улицы — Большую и Амурскую (ныне — ул. Карла Маркса и Ленина), имелись у здания, где размещался отель «Централь». На его первом этаже находились магазины. Самым популярным из них считался итальянский магазин М.А. Превизани, где продавались ювелирные изделия, произведенные за рубежом. А в фешенебельный ресторан первого разряда «Модерн», занимавший цоколь со стороны улицы Амурской, публику завлекали, в том числе, и необычным для сегодняшнего времени способом: прямо с крыльца заведения декламировали оппозиционные стихи. Например, «Песнь о Буревестнике» Максима Горького.
Это здание имеет долгую историю и за полтора века своего существования не раз перестраивалось. Вообще, оно состоит из нескольких строений, появившихся в разное время и затем объединенных общим фасадом, является типичным продуктом периметральной застройки и имеет достаточно запутанную планировку.
Самая ранняя часть, выходящая на улицу Карла Маркса, была построена в 1860-е годы как жилой дом купца В. Н. Брянцева, по некоторым данным, по проекту Разгильдеева. Во время грандиозного пожара 1879 года здание, одно из очень немногих в центре нынешнего Иркутска, не пострадало. В начале 1880-х здесь была открыта «Сибирская гостиница», которую позднее переименовали в «Россию».
Новую жизнь в здание вдохнул Иосиф Исаевич Гиллер, который, купив его, пристроил еще два крыла. В летописи Нита Степановича Романова это описано так: «предприниматель Гиллер выстроил доходный дом, занявший целый квартал между улицами 1-й Солдатской, Большой и Амурской, включавший в себя гостиницу и ресторан «Россия» (с 1907 года — гостиница «Централь» и ресторан «Модерн». — «Капиталист»), киноиллюзион «Глобус» и торговые помещения в первом этаже». Это событие в истории отмечено 1906 – 1907 годами.
Сам Иосиф Гиллер происходил из читинских купцов, по одной версии — из евреев-скупщиков золота. Его отец, Исай Вениаминович, более десятка лет избирался казначеем читинской еврейской общины. А в феврале 1897 года самого Иосифа избрали старостой этой общины. Но вскоре он принял решение о переезде в Иркутск как в более перспективный город для развития бизнеса. В начале ХХ века город, кроме своеобразной перевалочной базы для грузопотоков различных направлений, стал и сосредоточением людей самых разных национальностей и интересов. Поэтому здесь имело смысл открыть, к примеру, ресторан с ежевечерней театрализованной программой, театр варьете и один из первых в городе иллюзионов.
ПОД КРЫШЕЙ ДОМА ГИЛЛЕРА
В театре Гиллера устраивали концерты, драматические и оперные спектакли, читались лекции, которые пользовались неизменным успехом. А новогодние и святочные гуляния в Иркутске неизменно связывались с театральными постановками и с увеселительными посиделками в номерах отеля.
Вот строки из дневника той поры одного известного иркутского областника: «На Святки хорошо погудели. Ездил с господами юнкерами и гимназистами по девочкам, в нумера «Централя», играли в карты и в бильярд, смотрели театр Гиллера. Забавно и мило, много содержания и жизни в актерской игре».
Интересно, что Гиллеру удавалось сочетать театральный репертуар с тем ассортиментом продаваемой продукции, который находился в магазинах первого этажа. К примеру, итальянская бижутерия предлагалась посетителям театра в виде тематических наборов к спектаклю «Отелло», французские духи и шеншеля — к постановкам по пьесам Дюма и Гюго. Подобный ход Гиллера можно назвать прообразом современных рекламы и продвижения сетевых товаров. Кстати, первая в Иркутске сеть — по продаже пива — была открыта купцом Яковом Михайловичем Метелевым, державшим одну из точек именно в фойе театра Гиллера.
Но, пожалуй, самую главную изюминку данного отеля представляли актеры театра. В Советском Союзе был снят фильм с участием Владимира Высоцкого — «Опасные гастроли», в котором есть эпизод из жизни большевиков-подпольщиков, под прикрытием номеров варьете занимавшихся революционной деятельностью.
Подобные действия, по подозрениям жандармского отделения полиции, в Иркутске могли осуществляться в театре Гиллера. В этом театре давались самые разнообразные представления: драматические спектакли, выступления японских гейш, опера, капелла и даже проходили гастроли известного русского циркового артиста Владимира Леонидовича Дурова. Неудивительно, что театр пользовался популярностью и на его спектаклях обсуждались различные вопросы общественной жизни, что могло восприниматься жандармами в качестве антиправительственной агитации.
ДРУГОЙ ТЕАТР
В ходе революции, в 1918 году, дом Гиллера вместе с еще целым рядом частных владений в Иркутске был национализирован. В «Глобусе» открылся клуб работников музыки, сцены и кино. Здесь ставились спектакли, концерты и демонстрировались киноленты для рабочих и солдат.
В период Гражданской войны после успешного восстания рабочих и солдат против колчаковцев 4 января 1920 года передовые части повстанцев заняли гостиницу «Централь» и арестовали находившихся там министров правительства адмирала Колчака.
С марта в номерах отеля расположили штаб 5-й армии, а затем и политуправление армии. В это время здесь побывали многие видные военачальники Красной армии и не только: комдив 30-й стрелковой дивизии Иван Грязнов, комиссар 5-й армии Альберт Лапин, под командой которого тут же работал автор знаменитого «Бравого солдата Швейка» Ярослав Гашек, а также будущий Маршал Советского Союза, а тогда командир кавалерийского полка Константин Рокоссовский. Сюда заезжали по пути в Москву к Ленину и обратно лидеры монгольской революции Сухэ-Батор и Чойбалсан.
В 1926 году крыло дома Гиллера по улице Большой заняли профсоюзные организации. А в другое крыло постепенно вернулась театральная жизнь, правда, иная. Теперь спектакли здесь организовали иркутские комсомольцы. В 1921 – 1922 годах в помещении «Глобуса» работал «Молодой театр». А в 1936 году сюда переехал ТРАМ (Театр рабочей молодежи), который вскоре получил новое имя — Театр юного зрителя.
«Гранд-отель»
ДОГОВОР С ИНЖЕНЕРОМ НИКИТИНЫМ
В конце ХIХ века главным архитектором Иркутска стал Алексей Иванович Кузнецов (1865 – 1917), который до этого, окончив Академию художеств, в 1891 – 1895 годах работал архитектором в Санкт-Петербурге. В Иркутске он построил много зданий, в том числе — признанных ныне памятниками архитектуры. Одной из составляющих почерка Кузнецова было строительство из кирпича в неорусском стиле. В Иркутске его называли «кирпичным». Этот стиль пользовался огромной популярностью у иркутского купечества. Архитектор Кузнецов был одним из тех, к кому купцы, чтобы не отказал, приходили с задатком на будущее строительство. Ему платили за проект, за хлопоты по вопросу определения места, за строительные работы и за прочие неудобства. Кузнецов, в свою очередь, выбирал: с кем заключать подряд на работу, а кому отказать.
В начале ХХ века он заключил договор-подряд на строительство дома с инженером И.И. Никитиным. Архитектор сразу предложил заказчику строить здание с несколькими разноплановыми по назначению для эксплуатации подъездами. В конечном итоге, это обстоятельство определило коммерческое долголетие «усадьбы инженера Никитина». В одном здании одновременно могли разместиться и одинаково успешно функционировать совершенно разные учреждения. Так впоследствии и случилось.
Строительство усадьбы Никитина, которая заняла перекресток улиц Большой и 6-й Солдатской (ныне — ул. Карла Маркса и Литвинова), велось в начале XX века. Трехэтажное здание было построено в 1902 – 1903 годах. До сих пор оно воспринимается как одно из самых заметных в центре города — с разнообразным декором, развитым карнизом и множеством лепных деталей.
Вот как об этом сказано в одном из заключений Центра сохранения культурного наследия города Иркутска: «Гостиница расположена в окружении разностилевой каменной застройки конца ХIХ — начала XX в., характерной для послепожарного строительства в Иркутске. С улицы здание воспринимается как прямоугольный объем с купольными завершениями по углам и в центре наиболее протяженного фасада по улице Литвинова. Композицию разнообразят также аттики и парапеты по кровле постройки, слегка выступающие ризалиты на фасадах, обильный декор, включающий элементы ордерной системы с рустовкой отдельных пилястр и сложным рисунком наличников окон…»
БЫЛ СЛУЧАЙ
В истории усадьбы не обошлось и без пожара, поставившего под угрозу завершение строительства. Согласно данным следствия, разбиравшего причины пожара, в ночь на 4 апреля 1903 года рядом со строящимся домом Никитина на 6-ой Солдатской улице загорелся дом Климпа. В то же время пожар вспыхнул и в доме Кузьмина рядом с гостиницей «Империаль». Первый пожар был локализован быстро, однако несколько строений догорали до утра. Здание будущей гостиницы отстояли с трудом.
Несмотря на пожар, заказчик не скрывал несдержанности и требовал от Кузнецова срочного завершения строительства. Поэтому уже через четыре месяца, 14 августа, было объявлено об открытии в доме Никитина оптово-розничного отделения Товарищества И.Д. Сытина. В то же самое время работы по завершению строительства дома спешно продолжались.
Гостиница «Гранд-отель» первого класса открылась 1 октября 1905 года. Она располагалась на двух верхних этажах и вместе с рестораном занимала большую часть помещений. На первом этаже разместились магазины. Центральное место с угловым входом занял «Швейцарский магазин» часов и ювелирных украшений торговца П.М. Кудрявцева. Кроме этого, в здании заселились отделение Русско-Китайского банка, мужская гимназия Е.А. Горцейт, кафешантан «Аркадия».
5 марта 1908 года дом Никитина был куплен в Медведниковском банке господином Я.Я. Тышковским за 340 тыс. рублей. Во время подписания договора особо отмечалось, что здание приспособлено под различные общественные и коммерческие предприятия.
НА БИЛЬЯРДНОМ ШАРЕ В РЕСТОРАН
«Гранд-отель» был самой фешенебельной по тем временам гостиницей в Иркутске. Однако не самой дорогостоящей, что позволяло привлекать клиентов.
Центральным же местом отеля являлся ресторан, где находилась и бильярдная.
Бильярд в те годы в Иркутске считался не просто игрой. Это была конкретная методика воспитания подрастающего поколения («Бильярд в Колыгинском дворце» — «Капиталист», №1(46), февраль 2011). Следуя этой моде и для создания положительной репутации у публики, в «Гранд-отеле» были отведены часы для обучения игре юношей-подростков. Для этих целей подготовили специальный стол с нанесенной разметкой бильярдной игры. Подобные факты в годы всероссийских стачек и предреволюционных событий воспринимались степенными горожанами как «нужное и доброе дело» — писалось в одном из номеров газеты «Иркутские губернские ведомости».
Достоверно известно, что зайти в ресторан «Гранд-отеля» и подержать в руках кий любил и сам автор проекта здания — архитектор Алексей Кузнецов.
Ежегодно под Новый год и Рождество «Швейцарский магазин» часов купца Кудрявцева, блистая разноцветием витрин, устраивал праздничную распродажу. Каждый купивший здесь подарок получал право отправиться в ресторан «Гранд-отеля» и отведать кулич.
Путь из магазина в ресторан счастливый обладатель бонуса проделывал по ледяной горке в санях, слепленных из снега и имевших форму бильярдного шара. Такая форма саней была выбрана неслучайно. Умение играть в бильярд почиталось тогда в Иркутске в числе необходимых качеств для успешной карьеры и удачливого бизнеса. А быть похожим на шар, аккуратно катящийся в лузу под самый Новый год, — считалось не просто удачей, но и хорошей приметой на год будущий.
Использованы материалы и фото из архива редакции, открытых источников, а также:
«Иркутск в панораме веков: очерки истории города», Алексеев С.М. и др. Восточно-Сибирская издательская компания, 2002.
«Сибирь, Сибирь…», Распутин В. Г. Иркутск, «Издатель Сапронов», 2006.
Каталог выставки в Иркутском областном художественном музее имени В. А. Сукачева, 2004.
«Улица имени…», Килессо Г. Т. Иркутск. Восточно-Сибирское книжное издательство. 1989.
«Иркутск», Багеев В.Н. и др. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1986.
«Иркутск в панораме веков. Очерки истории города», Гимельштейн А. В. Восточно-Сибирская издательская компания, 2002.
«Летопись города Иркутска», Романов Н.С. Восточно-Сибирское книжное издательство, 1993 – 1996.
- Число просмотров: 1972