Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

НОВАЯ НАЛОГОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: КОМУ НА РУСИ ПЛАТИТЬ ПРИДЕТСЯ

КАК В 2025 ГОДУ ИЗМЕНИТСЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капиталист»

События

Неконкурентный баланс

Осенью прошлого года российский рынок авиаперевозок остался без лоукостеров — низкобюджетных авиакомпаний. Закрытие SkyExpress и «Авиановы» принесло определенные плоды: за год ведущие авиагиганты страны заметно подкорректировали свою политику ценообразования, естественно, в сторону увеличения цен. И успели нарушить закон о конкуренции. Однако иркутские авиаперевозчики считают, что баланс в ценообразовании найден.

В том, что первым в России авиадискаунтерам* помогли закрыться их сильнейшие коллеги, в открытую никто не говорил. Но, например, Константин Тетерин, экс-директор «Авиановы», год назад, уходя от прямого вопроса журнала «Деньги», все-таки пожаловался на «экономическую среду, в которой любая крупная компания имеет рычаги влияния».

Лишившись сильных бюджетных конкурентов, многие авиакомпании незамедлительно ужесточили ценовую политику. Как следствие, Ростовское УФАС по жалобам граждан на повышение цен на авиаперелет между Ростовом и Москвой организовало проверку  авиакомпаний «Аэрофлот», «Сибирь» и «Ютэйр». Выяснилось, что перевозчики снизили долю продаваемых дешевых билетов — около трех тыс. руб. с топливным сбором и НДС — более чем в два раза, при этом доля более дорогих билетов — около шести тыс. рублей с топливным сбором и НДС — также увеличилась вдвое. В прошлом месяце эти авиакомпании были признаны нарушившими закон «О защите конкуренции», и сейчас ведется работа по их привлечению к административной ответственности.

Тем временем, видимо, осознав произошедшее, госчиновники все же задумались о торможении процесса монополизации. Минтрансу России уже поручено, поскольку своих не осталось, продумать допуск на внутренний рынок иностранных авиадискаунтеров. На данный момент их деятельность в России запрещена.

Наравне с привлечением иностранцев планируется воссоздание инфраструктуры и для российских авиадискаунтеров. Уже сделан первый шаг по развитию конкуренции в топливной сфере. Отныне в аэропортах, которые перевозят свыше 1 млн пассажиров в год, должны работать две топливозаправочные компании, а в аэропортах, обслуживающих более 5 млн пассажиров, — три такие компании.

6,4 тыс. рублей (включая сборы и налоги) — стоимость перелета по маршруту Лондон-Москва, который весной 2013 года планирует открыть лоукостер EasyJet. Тот же маршрут у «Аэрофлота» — 11 тыс. рублей

Кроме того, в Воздушный кодекс РФ планируется внести поправки, позволяющие авиаперевозчикам продавать более дешевые «невозвратные» билеты. Ранее билеты, которые не подразумевают возврата денег в случае отказа от перелета, были в стране запрещены. Но именно такие билеты используют дискаунтеры.

В этот процесс благородно включается и крупнейший российский авиаперевозчик. Гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев уже доложил президенту о готовности заняться созданием низкобюджетного перевозчика. Для базирования российского дискаунтера он предлагает создать специальный аэропорт на основе существующих вокруг Москвы. Но без принятия соответствующих законодательных актов создание низкобюджетного перевозчика не будет иметь смысла.

Кроме того, для удешевления перевозок глава «Аэрофлота» настаивает на разрешении взимать плату за провоз багажа и исключить из обязательной составляющей тарифа питание на борту, что характерно именно лоукостерам. Снизить себестоимость позволит и привлечение пилотов-нерезидентов.  

Между тем эксперты не спешат строить прогнозы, как возвращение лоукостеров повлияет на крупных перевозчиков и как скоро они вернутся к прежним ценам.  Неизвестно также, как приход дискаунтеров отразится на рынке региональных авиаперевозок. В Восточно-Сибирском межрегиональном управлении Росавиации комментировать ситуацию отказались. Зато своим мнением с «Капиталистом» поделились региональные авиа-перевозчики. 

— На мой взгляд, у каждой авиакомпании есть свое направление в работе, своя специфика, — уверен гендиректор ЗАО «Авиакомпания «ИрАэро» Юрий Лапин. — Если говорить о крупнейших российских перевозчиках, я сомневаюсь, что им настолько интересен региональный рынок, что они постараются как можно быстрее на него зайти. Скорее всего, ближайшие пять лет региональный рынок все-таки будет развиваться за счет местных компаний.

— С точки зрения потребностей населения в авиаперевозках рынок недостаточно насыщен, люди с удовольствием летали бы больше, — замечает директор ОАО «Авиакомпания «Ангара» Анатолий Юртаев. — С точки зрения равновесия спроса и предложения при текущей себестоимости авиаперевозок — баланс найден, при этом уровне тарифов неудовлетворенного платежеспособного спроса нет. Конкуренция существует практически по всем направлениям. Развитие конкуренции будет связано в ближайшем будущем с темпами обновления парка региональных воздушных судов авиакомпаниями и с темпами реконструкции аэропортовой инфраструктуры.

По словам Анатолия Юртаева, ни один крупный федеральный игрок сегодня  не занимается развитием региональных авиаперевозок, за исключением «Аэрофлота» и «Ютэйра». При этом «Аэрофлот» развивает региональные авиаперевозки пока только через покупку региональных авиакомпаний, то есть не создает новых провозных емкостей, не наращивает парк региональных воздушных судов. А «Ютэйр», завоевав большую долю рынка региональных авиаперевозок в Западной Сибири и в центральной части России, начинает смотреть в сторону больших магистральных самолетов.


*Авиакомпания-дискаунтер (другие названия — бюджетная, лоукост-авиакомпания) (англ. low-cost carrier, low-cost airline, no-frills carrier, discount carrier, budget carrier) — авиакомпания, продающая билеты по низким ценам, предоставляя при этом пассажирам минимум услуг. 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 8 (62) Ноябрь - Декабрь 2012 года


  • Число просмотров: 1242

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть