Архив журнала «Капиталист»
Опыт
Дело с «вау-эффектом»
В прошлом месяце живущий ныне в Лондоне бизнесмен Чичваркин на вопрос журнала «Деньги»: «Есть виды бизнеса, которые он не мог бы поднять?» назвал химчистки. «Как ни старайся, ты вещь лучше не сделаешь. Просто делаешь ее чуть менее плохой, чем она была. Ты в принципе не можешь вызвать восторг». По мнению бывшего совладельца «Евросети», восторг или хотя бы просто положительные эмоции потребителей как результат — центральные составляющие успешного бизнеса. Представленные на этих страницах бизнес-идеи как раз такого порядка.
Настольные выборы президента
Производством настольных игр под брендом Bonko Games предприниматель из Москвы Татьяна Бондаренко занялась с мужем чуть более года назад, рассчитывая на скорый коммерческий успех. В дебютном проекте решили использовать общественно-политический сюжет, дабы прямо к президентским выборам выпустить игру под названием «Предвыборная гонка, или Кто мог бы стать президентом».
— Придумывать игровую механику и антураж было весело: разнообразные «корочки», позволяющие решить массу проблем, машинки с мигалками вместо привычных фишек, поездки по избирательным округам, лоббирование законов, — вспоминает Татьяна.
На гейм-дизайне решили не экономить, потратив на него 120 тыс. рублей. Игровое поле отпечатали на жесткой каппе, традиционно использующейся для переплета книг, игровые карты и удостоверения перенесли на плотный картон с глянцевой поверхностью. Придуманный антураж изрядно увеличивал конечную смету.
На выпуск «Предвыборной гонки» тиражом 2 тыс. экземпляров у супругов Бондаренко ушло в итоге около 700 тыс. рублей — очень скромная, по оценкам Татьяны, сумма. Однако производственные проблемы изрядно выбили из графика: игру удалось выпустить не к октябрю 2011 года, как планировалось, а лишь к февралю 2012-го. К реальным президентским выборам в России успели, но упустили часть времени, которое могло обеспечить эффективные продажи.
В результате предпринимателям удалось поставить игру на полки в некоторых торговых сетях и за первые три месяца продать 120 экземпляров. Стоимость продукта в рознице составила 1600 рублей, в интернет-магазинах — 1150. Оптовая партия отправилась на Урал по цене 750 рублей.
Об окупаемости проекта речь пока не идет, однако в компании по-прежнему намерены рисковать, выпуская игры собственной разработки.
— Праздновать победу можно будет тогда, когда ассортимент составит хотя бы 30 игр, — прикидывает Татьяна. В разработке у предпринимателей уже несколько эконом-игр в «фирменном» ироничном стиле, их стоимость в рознице должна составить 350–400 рублей.
Мнение эксперта
Елена Харханова,
руководитель проекта «Gloria Games»
— На мой взгляд, заниматься разработкой и выпуском настольных игр, не имея некой «базы» (связи с точками продаж, сотрудничество с компаниями, производящими игротеки и прочее), довольно рискованно.
В России, в сущности, не сформирована культура настольных игр в таком масштабе, как, например, в США. Поэтому существует вполне реальный шанс, что уже готовая игра осядет мертвым грузом на ваших складах. Однако сама идея интересная — мы тоже мечтаем о собственной игре, но понимаем, что на нашем сегодняшнем уровне ее выпуск может обойтись очень дорого.
Буквально пару недель назад мы заключили договор с одной московской компанией — будем продвигать и реализовывать разработанную ими новую игру. Так что в целом идея не оригинальная. В то же время создается ощущение, что при разработке игр герои истории больше ориентируются на внешние факторы (информационные поводы и «эффектность»), хотя я бы больше сосредоточилась на проработке именно игровой механики и ее сбалансированности.
Заняться подобным бизнесом в Иркутске вполне возможно, я даже знаю компании, которые этим занимались. Начальный капитал практически не требуется — разработанную игру можно, допустим, не тиражировать, а просто продать. Прибыль от этого, возможно, будет меньше, но зато без лишней головной боли.
Фотобук на заказ
Совладелец столичной компании Photobook Рамиль Мухоряпов разглядел идею для своего бизнеса сразу после получения диплома, столкнувшись с дилетантизмом компаний, предлагавших услуги по изготовлению выпускных альбомов. Старт оказался быстрым: предприниматель набрал небольшой штат из дизайнеров и фотографов, «включил» свои связи в альма-матер и знакомства со студентами в других вузах — и заказы пошли почти сразу.
Однако выпуск стандартных альбомов быстро наскучил, хотелось сделать что-то особенное и необычное. К выпускным 2009 года компания изготовила несколько пробных альбомов с индивидуальным дизайном.
Первые экземпляры дизайнерских «фотобуков», по словам Рамиля Мухоряпова, вышли с подлинным «вау-эффектом». Получившееся настолько понравилось бизнесменам, что впредь они решили заниматься только такими альбомами.
Переход от производства «ширпотреба» на «эксклюзив» потребовал серьезной перестройки бизнес-процессов и отчасти — изменений в концепции продукта. Дизайнерские альбомы делать дольше (в среднем четыре-пять месяцев), они требуют более плотного общения с заказчиком и привлечения высококвалифицированных специалистов (как минимум требуется штатный арт-директор). Все это способно серьезно поднять себестоимость.
Выход нашли в том, чтобы настраивать заказчиков на больший тираж. Ведь школьный альбом можно сделать на один класс, а можно сразу на всю параллель. И тогда единица продукции будет обходиться намного дешевле. Тем более, что школьники нередко дружат именно с ребятами из параллельных классов. Студенты тоже в основном не против объемных «фотобуков», включающих сразу весь выпускной курс. К тому же рядом с фотографией в альбоме принято размещать электронный адрес и телефон. Таким образом, у выпускника, помимо «воспоминаний», остается огромная книга контактов, которые когда-нибудь ему могут понадобиться.
Ставка на тиражность сыграла. Например, для одного из выпусков Финансовой академии в Photobook сделали сразу почти тысячу альбомов, объединив, по заявкам большинства, выпускные фотоальбомы всех факультетов в «Книгу года».
За пять лет своего существования компания успешно справилась с 25 тысячами студенческих заказов в Москве. Примерно тысячу заказов на «фотобуки» в год выполняют региональные офисы — в пяти городах фирма работает по франшизе.
В ближайших планах — запуск онлайн-сервиса, позволяющего зарегистрированным заказчикам самим закачивать необходимую визуальную и текстовую информацию и отбирать свои фотографии, которые появятся в альбоме.
Мнение эксперта
Михаил Торопов,
директор TTL “Studio Professional Photo»
— В целом идея хорошая, качественные дизайнерские выпускные альбомы в нашем городе никто не делает. Зато фотографий низкого качества в недорогой картонной обложке в избытке.
Я вижу в таком проекте две сложности. Первая: изготовление именно качественных альбомов. И вторая: как объяснить заказчику, что это ему нужно? Ведь стоимость такого эксклюзивного альбома в несколько раз превышает стоимость того, что сейчас предлагает иркутский рынок. И если второй вопрос еще можно решить, то с первым все намного сложнее. Я, к примеру, делаю эксклюзивные свадебные фотокниги и их изготовление заказываю в Москве. В Иркутске просто нет соответствующего оборудования. Все, что у нас предлагают, это печать невысокого качества и дешевые картонные обложки.
В то же время сомневаюсь, что будет много заказов на подобные альбомы стоимостью 20-30 тыс. рублей. Можно, конечно, наладить производственную базу здесь, в Иркутске, но это уже совсем другие вложения.
Мой совет: если кто-то займется этим бизнесом, помимо школьных и студенческих альбомов, нужно принимать заказы на изготовление и свадебных фотокниг, детских, семейных и так далее. Это довольно большой сегмент рынка, и услуги точно будут пользоваться спросом.
- Число просмотров: 1299