Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Монгольский путь Александра Сидорова

Александр Сидоров — это сейчас единственный в нашем регионе человек, который занимается развитием отношений с нашим южным соседом — Монголией. Не слишком ли категорично это утверждение? — очевидно спросит читатель. В самый раз, потому что когда в сентябре прошлого года президент России на несколько часов приехал в Улан-Батор и сумел сдвинуть с места то, что в последние годы забуксовало между нашими странами, в это же время там шел процесс ликвидации представительства Иркутской области. Так что теперь Сидоров — действительно единственный.

 

 
  

Александр Сидоров, генеральный директор компании «Бизнес-Контакт» — оператора международной универсальной выставки «Ворота в Азию» (Улан-Батор)

За значительный вклад в развитие сотрудничества бизнес-кругов Монголии и России награжден орденом «Шелковый путь» (2010) и высшей наградой НТПП Монголии — почетным орденом «Хийморь» (2013), став первым россиянином, получившим эту награду.

Он полюбил эту страну степей с того момента, как впервые приехал туда еще в 90-е годы прошлого века. Он там часто бывает, а когда возвращается, то, по определению коллег, не останавливается и «носится по Иркутску с этой своей Монголией». Его компания «Бизнес-Контакт» имеет монгольскую прописку. А самого Александра Алексеевича знают в Улан-Баторе как сибиряка-энтузиаста, год за годом привозящего в столицу страны делегации российских предпринимателей, ищущих партнеров для совместного бизнеса.

«Ворота в Азию» — универсальная выставка, которую два раза в год в Улан-Баторе проводит компания «Бизнес-Контакт». По своей узнаваемости и регулярности ее можно поставить в один ряд, к примеру, с Днями России, организуемыми там посольством нашей страны. Для монголов она стала традиционной. Есть такая статистика: за 13 лет проведения в выставке поучаствовало уже около 600 российских компаний.

Вообще, интересно, как братский предприниматель вышел на свой монгольский путь?

…Может быть, это звучит совсем уж необычно, но Александр Сидоров имеет классическое советское бизнес-образование. Полагаете, что в Советском Союзе не было бизнеса? Ну, как же.

Начало 1980-х. Иркутский техникум советской торговли. По распределению молодого специалиста отправили в один из УРСов министерства среднего машиностроения (были тогда такие структуры и министерства. — «Капиталист») заведующим магазином. Через два года Сидоров вернулся в свой Братск, где в течение нескольких лет просто выполнял мечты советских граждан.

 

 

Открытие очередной выставки «Ворота в Азию»

  

Это лет через десять автобизнес станет массовым. Но до перестройки иметь собственный автомобиль — одна из главных фантазий многих. Чтобы ее реализовать, люди ехали на стройки, вербовались «на севера» и — тогда это осуждалось — «гнались за длинным рублем».

Система работала так: один автомагазин-монополист на огромный регион, через него распределялись автомобили, в основном «жигули» последней модели. Магазин в Братске обслуживал территорию Байкало-Амурской магистрали и северные районы. В месяц через него проходило до 600 машин. Сидорова взяли на должность заместителя директора.

Вскоре он заочно закончил экономический факультет Московского института торговли. Затем были еще места работы, но наступило бойкое время кооперативного движения, где предыдущий опыт весьма пригодился. Потом — должность руководителя коммерческого центра Братского отделения ВСЖД.

 

— Александр Алексеевич, и как же на этом пути возникла Монголия?

— В 1998 году в самый разгар кризиса я переехал в Иркутск. Вот тогда эту страну для меня открыл Владимир Иванович Комаров, директор нашего знаменитого «Кедра». Свозил, показал. Это сейчас 350 км от границы пролетаешь, а тогда… В общем, первое впечатление оказалось не очень: два дня пути от Кяхты до Улан-Батора — ни проехать ни пройти, это было что-то ужасное. Но потом — следующие поездки. И все — удивительная страна начала притягивать и уже не отпускает.

 

У российского бизнеса сейчас есть особая возможность выйти на монгольский рынок

— Это был период «возвращения» России в Монголию?

— Да, после перестройки в силу где-то объективных, а где и субъективных причин, наша страна остановила многие совместные проекты, начали иссякать и  многолетние дружеские отношения. Функционировали только несколько крупных совместных объектов горнорудной промышленности, оставшихся еще с советских времен, да наша железная дорога. Обычного бизнеса — малого и среднего — практически не было.

Мы начали регулярно ездить в Монголию, появились первые интересные проекты. Например, произвели поставки туда ангарской бытовой химии. Начали снабжать учебниками среднюю школу при российском посольстве, где учились и наши, и монгольские ребята.

Тогда-то и возникла у меня идея помочь иркутским предпринимателям найти новые рынки в этой стране. Как организовать выставку — по этому поводу я много советовался с коллегами. Работать необходимо было в связке — одному там ничего не сделать. Хорошо поддерживал меня Владимир Иванович Комаров — первую выставку он помог провести. Много усилий, чтобы проект заработал, приложил бывший тогда вице-президентом Восточно-Сибирской торгово-промышленной палаты Рафик Федорович Старков. Торгпредство России поддержало.

 

— Как к такой идее отнеслись монголы?

— Для них это тоже стало неожиданностью. Но нас сразу поддержала Национальная торгово-промышленная палата Монголии. До сих пор так в связке и работаем, особенно с г-ном Э. Оюунтэгшем, генсекретарем НТПП. 

 

— Какие бизнес-отрасли вы представили первыми?

— Конечно, это то, что востребовано в Монголии всегда — продукты, механизмы для горнорудной промышленности. Одними из первых в выставке участвовали компания «Янта», черемховский рудоремонтный завод, усольский «Русский овес». Благодаря «Воротам в Азию» на тот рынок зашло «Окинское яйцо».

Регулярно презентуют себя иркутские вузы — наше образование по-прежнему ценится. В этом году исполняется десять лет, как в выставке принимает участие иркутское художественное училище. Благодаря напору замдиректора училища востоковеда Ирины Георгиевны Федчиной они такую большую работу развернули — выставки иркутских и сибирских художников, совместные пленэры, поездки с картинами в Корею.

В Монголии очень плотно соприкасаются культура, бизнес и образование. Это то, что заложил еще Советский Союз. Кстати, сегодняшнее расположение монголов к иркутянам — из тех же времен. Выставка «Ворота в Азию» тоже универсальная — бизнес, культура и образование. Именно так в комплексе и нужно позиционировать свой край и свою страну.

 

— За прошедшие годы изменился ли и как спрос на монгольском рынке? Что бы вы посоветовали тем, кто решил начать там свой бизнес?

— Еще недавно я бы посоветовал сразу обратиться в представительство Иркутской области — его двери всегда были открыты для всех иркутян. Четыре последних года его возглавлял Евгений Иванович Лиштованный, прекрасный монголовед, профессор Иркутского госуниверситета. К сожалению, теперь представительство закрыто, что я считаю большой ошибкой. Сейчас только наши выставки остались.

Кстати, считаю весьма полезными контакты с НТПП Монголии. Их торгово-промышленная палата плотно работает с Азией, постоянно участвует в выставках. И если с ними сотрудничать, то такое участие на порядок дешевле получается, чем если самому ехать. Я с ними почти пол-Китая объездил.

Из направлений, которые востребованы на местном рынке, я бы выделил и поставил на первое место продукты питания. Туризм хорошо развивается, а будет еще лучше. Представьте, при трех миллионах населения туристов у них в год до 500 тысяч.

 

 

Премьер-министр Монголии С. Батболд — почетный гость выставки

 

Ну а если пошел туризм, то и общепит развивается. Выгоден у них сейчас ресторанный бизнес. По собственным наблюдениям, в любое время — кризис или нет — зайдешь в кафе или ресторан, а большинство мест занято. Не важно, туристами или местными жителями. И ведь сколько всего уже есть — корейская, китайская, индийская, американская, европейская кухни. Отдельно — ирландские пабы. 

Но опять же — нужно пробовать рынок аккуратно. Семь раз отмерь…

 

— Ну это, я понимаю, касается столицы государства. А другие города можно рассматривать с позиции развития бизнеса?

— Конечно, миллионный Улан-Батор — центр притяжения. Такое ощущение, что сегодня туда съехалось пол-Монголии. Есть города поменьше — там и аренда ниже, и складские помещения можно организовать. Например, Эрдэнэт и Дархан — крупные промышленные центры. Но они будут интересны тем, кто занимается поставками запчастей и механизмов именно для промышленности.

У российского малого и среднего бизнеса сейчас есть особая возможность выйти сначала на монгольский рынок, а затем, через него — на рынки азиатских стран. Это открывшаяся ровно год назад свободная экономическая зона «Алтанбулаг».

Иркутск отделяет от «Алтанбулага» всего 650 км хорошей асфальтированной дороги — в два раза ближе, чем до той же Маньчжурии. Каждый день ходит поезд «Иркутск–Наушки». Все способствует тому, чтобы наш бизнес заходил туда и работал — без НДС, без таможенных пошлин. Монгольская сторона заинтересована в продукции иркутских предпринимателей.

 

— Как вообще сейчас российскому бизнесу в Монголии?

— Визит президента России 3 сентября прошлого года по случаю юбилея победы на Халхин-Голе внес большой позитив во взаимоотношения малого и среднего бизнеса наших стран. Был подписан ряд важных документов, стимулирующих взаимодействие, — та же отмена виз, которую 20 лет ждали.

Понимаете, мы ведь частично упустили время. Наш бизнес в Монголии и так далеко не в первой десятке, наш товарооборот оставляет желать лучшего. По прошлому году, к примеру, по экспорту из Иркутской области Монголия на девятом месте — 140 млн долларов. Ну, здесь понятно — стабильно идущий поток нефтепродуктов и топлива. А по импорту — какие-то 0,2%.

Поэтому главное направление — это развитие приграничной торговли. И то, что они открыли свою свободную торговую зону «Алтанбулаг» — тема как бы сама плывет к нам в руки. Нашему бизнесу там работы непочатый край.

Еще есть такая тонкая грань. Те же американцы в Монголии активно развивают свой бизнес — действует, например, сеть хороших магазинов. А российских нет абсолютно ни одного вообще. Там много корейцев, немцев, турецкий бизнес развивается. А несколько лет назад канадцы, как потом оказалось, выходцы из Украины, возле нашей границы выстроили большой показательный комплекс для своего сельхозоборудования. Можно ли было в советское время представить, что в 40 км от Кяхты канадцы будут проводить большую выставку? Причем флаги ее участников — все те, кто нам сейчас объявил санкции.

А Монголия продолжает поддерживать нашу страну и на международном уровне также. Вот сейчас на парад Победы в Москву готовит 70 своих отборных воинов, президент страны тоже едет на парад.

Сегодня у нас с монголами очень много завязано на народной дипломатии, на личных отношениях — так сложилось. Проводим свои мероприятия вообще без поддержки региональных властей, как будто им этого не нужно. Но не это главное.

Самое главное то, что сегодня поколение меняется: старшее поколение, кто учился в Союзе, жил здесь, уходит. А молодежь — наша и монгольская — не так уже связана. Уже нет той почвы, какую создал Советский Союз. Поэтому нужно к этому вопросу подходить очень внимательно. С Монголией надо дружить, развивать любые отношения — пусть их будет больше, разного уровня. Ведь наше соседство, как было век или два назад, так и останется — границу не перенесешь. Мы судьбой обречены на сотрудничество. Только надо, чтобы наше место никто не занял.

 

Текст и фото Константин куликов


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (81) Апрель - Май 2015 года


  • Число просмотров: 1988

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть