Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 21 апреля
Дело
АВТОРЫНОК ДВИНУЛСЯ В ГОРУ
Состояние
СКОРОСТНОЙ ПОЕЗД ЧЕРЕЗ МОНГОЛИЮ
Практика
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ПРИСТАВАМИ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

Ворота в азию

XXVII МЕЖДУНАРОДНАЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА
Улан-Батор, Монголия
25 - 27 апреля 2017 года

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 26 апреля
Новости
ОБМЕН ТУРИСТАМИ УПРОСТЯТ
Вопрос-ответ
КАК РАССЧИТАТЬ СУММУ ВЫПЛАТЫ БОЛЬНИЧНЫХ?


Каталог
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Офисы от застройщика

Ecosave

Доставка суши

ЖБИ

DIWONDER

Сэйв

Кухни

Типография Иркут

Выставка

Архив журнала «Капиталист»

Управление

Попасть в будущее нужно уже сегодня

Последняя гастроль философа

Ну да, это были заключительные Иркутские чтения специалиста по стратегическому мышлению Петра Щед-ровицкого, весьма популярного у определенной части иркутских бизнесменов. За более чем пятилетку ре-гулярные встречи с этим философом из столицы посетили более тысячи иркутян.

 

 

— У человека сломалась деталь в машине. Он пошел в сервис, где выяснилось, что ее надо два месяца ждать и потом вместе с работой автомастера заплатить четыре тысячи. После этого он отправился в расположенную за углом техлабораторию, где эту деталь ему напечатали на 3D-принтере. И все — не надо ничего заказывать и ждать, — Щедровицкий нарисовал картинку из нашего ближайшего будущего и добавил: важно понять, что изменения происходят вокруг нас постоянно. И только те «очки», что на нас надеты, мешают это видеть. Только тот, у кого «очки» настроены правильно, начинает выигрывать, потому что видит свободные ниши, меньше тратит, больше зарабатывает.

«Я ввожу язык описания определенных процессов», — так он определил одну из своих стратегических задач. А заявленная автором «конечность» чтений повлияла на концепцию двух последних встреч: они стали квинтэссенцией всех предыдущих лекций.

Свое место на шкале времени

— Сейчас есть такая методика, как форсайт — определенная коммуникационная процедура, с помощью которой лица, принимающие решения, вместе с экспертами «настраивают очки», через которые смотрят в будущее, — продолжил Щедровицкий. — Она придумана специально для того, чтобы некие сигналы, идущие от будущего, выявить, сфокусировать и построить дорожную карту.

Представим конкретного человека, который находится в определенном месте, имеет какое-то образование и ряд каких-то еще характеристик, но при этом не обладает картиной будущего. И вот такому человеку говорят: возьмите открытые источники и нанесите на ленту времени образ будущего.

Например, какая-то компания объявляет, что в 2018 году у них будет стопроцентно роботизированное производство. Компания «Айрбас» сообщает, что к 2050 году весь парк ее самолетов будет напечатан на 3D-принтере, а какая-то другая — что создаст 3D-принтер, который может одновременно использовать десять видов материала. И так далее.

   
 
   

Каждый такой факт наш испытуемый наносит на шкалу времени и в баллах оценивает вероятность подобного развития событий. Постепенно пространство будущего у него застраивается идеями других. При этом человеку, живущему в своем уютном микромире, кажется, что все это малореалистично.

После проделанной работы наш герой открывает интернет. И оказывается, что многое из того, что он отнес к «области фантастики», уже реально — можно приехать посмотреть. Да, пока это демо версии, но скоро первые образцы появятся в магазинах. Да, сначала они будут стоить дорого, как и все инновации, но потом станут доступнее.

Человек смотрит на свою оценку реалистичности проектов — и понимает, что будущее уже есть и создается другими людьми. Тогда у него возникает вопрос: а что он сам станет в этом будущем делать? То есть он начинает себя позиционировать в уже обустроенном пространстве будущего, а это сложнее и неудобнее, чем создавать его самому.

Такая технология мышления помогает человеку, даже если у него нет специального образования, нарисовать образ будущего, поработать с ним, с чужими проектами и повернуться к самому себе. Это такая технология мышления, благодаря которой у многих будущее вообще впервые возникает.

Снести дома, которые мешают

По мнению Щедровицкого, ключевая работа, которую сейчас должен делать человек, занимающий управленческую позицию в любой сфере, — это оценить риски и возможности для его деятельности со стороны третьей промышленной революции и строить дорожную карту, зная эти риски и используя эти возможности. Такая дорожная карта должна быть у любого руководителя предприятия, социальной организации, больницы или учебного заведения, у любой, даже самой маленькой территории.

— Чтобы увидеть ниши и возможности, мы должны поменять «очки», через которые сейчас смотрим на окружающий мир. И тогда сможем увидеть элементы будущего, возможный сценарий событий: какие изменения и в каких областях будут происходить прежде всего, на какие области хозяйствования, социальной деятельности новые технологии окажут постепенное влияние, в каких зонах деятельности этот процесс происходит быстрее.

Мастодонты всеми когтями цепляются за привычную и удобную им модель экономики, свои позиции, начинают лоббировать свои интересы, тянут на свою сторону государство, хотят продолжать движение по инерции. Но это надо преодолевать.

Опыт показывает, что через десять-двадцать лет все равно произойдет переход к новому. Там, где к этому пришли добровольно и осознанно, — безболезненно, где затянуто — с катаклизмами.

Например, инфраструктура городов должна быть перестроена под новые технологические решения. Если у вас в городе сейчас пробки, то через полтора-два десятилетия все равно придется дома вдоль дорог, которые мешают, снести.

Хорошее время на стыке эпох

— Свободных мест в системе разделения труда не существует, они всегда кем-то заняты, — утверждает стратег. — Кооперация уже сложилась: если предприятие изготавливает столовые приборы, значит, кто-то делает их дизайн, кто-то — материалы, кто-то поставляет станки и оборудование. Для создания такой организации процесса потребовались десятилетия. И если вы приходите со своим предложением, пусть даже значительно улучшающим что-то по сравнению с тем, что есть сейчас, то получите отказ.

Но если вы сами станете на позицию лица, принимающего решения, то поймете, что смена партнеров и подрядчиков может оказаться дороже, чем тот выигрыш, который даст пусть и перспективное предложение, с которым обратился новый участник рынка.

Встраиваться надо не в существующую систему, а в формирующуюся. Следовательно, перед теми, кто сегодня разрабатывает конкретные проекты, стоит задача предвосхитить возможное будущее. Сейчас, на стыке эпох, промышленных революций как раз хорошее время для мега-проекта: если ты пытаешься реализовать идею в ситуации, когда технологическая платформа уже сложилась и находится на пике мощности, тебе очень трудно «влезть» в сложившуюся систему разделения труда, потому что все места заняты. А когда возникает новая технологическая платформа, то на переходе к ней возникает много «разрывов» и необходимого свободного пространства…

Свой многолетний цикл общения с бизнес-сообществом региона в подобном формате Петр Щедровицкий завершил. Такое решение он объяснил собственным ощущением того, что наступило время взять паузу и переосмыслить все проговоренное и продуманное, высказанное во время споров и оставшееся только как внутренний, не дающий покоя, вопрос. Чтобы потом говорить и действовать на новом уровне — для достижения качественно новых целей.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 7 (86) Декабрь 2015 - Январь 2016 2015 года


  • Число просмотров: 206

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Агентство недвижимости

Art Divina

База отдыха Култушная

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть