Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Управление

Попасть в будущее нужно уже сегодня

Последняя гастроль философа

Ну да, это были заключительные Иркутские чтения специалиста по стратегическому мышлению Петра Щед-ровицкого, весьма популярного у определенной части иркутских бизнесменов. За более чем пятилетку ре-гулярные встречи с этим философом из столицы посетили более тысячи иркутян.

 

 

— У человека сломалась деталь в машине. Он пошел в сервис, где выяснилось, что ее надо два месяца ждать и потом вместе с работой автомастера заплатить четыре тысячи. После этого он отправился в расположенную за углом техлабораторию, где эту деталь ему напечатали на 3D-принтере. И все — не надо ничего заказывать и ждать, — Щедровицкий нарисовал картинку из нашего ближайшего будущего и добавил: важно понять, что изменения происходят вокруг нас постоянно. И только те «очки», что на нас надеты, мешают это видеть. Только тот, у кого «очки» настроены правильно, начинает выигрывать, потому что видит свободные ниши, меньше тратит, больше зарабатывает.

«Я ввожу язык описания определенных процессов», — так он определил одну из своих стратегических задач. А заявленная автором «конечность» чтений повлияла на концепцию двух последних встреч: они стали квинтэссенцией всех предыдущих лекций.

Свое место на шкале времени

— Сейчас есть такая методика, как форсайт — определенная коммуникационная процедура, с помощью которой лица, принимающие решения, вместе с экспертами «настраивают очки», через которые смотрят в будущее, — продолжил Щедровицкий. — Она придумана специально для того, чтобы некие сигналы, идущие от будущего, выявить, сфокусировать и построить дорожную карту.

Представим конкретного человека, который находится в определенном месте, имеет какое-то образование и ряд каких-то еще характеристик, но при этом не обладает картиной будущего. И вот такому человеку говорят: возьмите открытые источники и нанесите на ленту времени образ будущего.

Например, какая-то компания объявляет, что в 2018 году у них будет стопроцентно роботизированное производство. Компания «Айрбас» сообщает, что к 2050 году весь парк ее самолетов будет напечатан на 3D-принтере, а какая-то другая — что создаст 3D-принтер, который может одновременно использовать десять видов материала. И так далее.

   
 
   

Каждый такой факт наш испытуемый наносит на шкалу времени и в баллах оценивает вероятность подобного развития событий. Постепенно пространство будущего у него застраивается идеями других. При этом человеку, живущему в своем уютном микромире, кажется, что все это малореалистично.

После проделанной работы наш герой открывает интернет. И оказывается, что многое из того, что он отнес к «области фантастики», уже реально — можно приехать посмотреть. Да, пока это демо версии, но скоро первые образцы появятся в магазинах. Да, сначала они будут стоить дорого, как и все инновации, но потом станут доступнее.

Человек смотрит на свою оценку реалистичности проектов — и понимает, что будущее уже есть и создается другими людьми. Тогда у него возникает вопрос: а что он сам станет в этом будущем делать? То есть он начинает себя позиционировать в уже обустроенном пространстве будущего, а это сложнее и неудобнее, чем создавать его самому.

Такая технология мышления помогает человеку, даже если у него нет специального образования, нарисовать образ будущего, поработать с ним, с чужими проектами и повернуться к самому себе. Это такая технология мышления, благодаря которой у многих будущее вообще впервые возникает.

Снести дома, которые мешают

По мнению Щедровицкого, ключевая работа, которую сейчас должен делать человек, занимающий управленческую позицию в любой сфере, — это оценить риски и возможности для его деятельности со стороны третьей промышленной революции и строить дорожную карту, зная эти риски и используя эти возможности. Такая дорожная карта должна быть у любого руководителя предприятия, социальной организации, больницы или учебного заведения, у любой, даже самой маленькой территории.

— Чтобы увидеть ниши и возможности, мы должны поменять «очки», через которые сейчас смотрим на окружающий мир. И тогда сможем увидеть элементы будущего, возможный сценарий событий: какие изменения и в каких областях будут происходить прежде всего, на какие области хозяйствования, социальной деятельности новые технологии окажут постепенное влияние, в каких зонах деятельности этот процесс происходит быстрее.

Мастодонты всеми когтями цепляются за привычную и удобную им модель экономики, свои позиции, начинают лоббировать свои интересы, тянут на свою сторону государство, хотят продолжать движение по инерции. Но это надо преодолевать.

Опыт показывает, что через десять-двадцать лет все равно произойдет переход к новому. Там, где к этому пришли добровольно и осознанно, — безболезненно, где затянуто — с катаклизмами.

Например, инфраструктура городов должна быть перестроена под новые технологические решения. Если у вас в городе сейчас пробки, то через полтора-два десятилетия все равно придется дома вдоль дорог, которые мешают, снести.

Хорошее время на стыке эпох

— Свободных мест в системе разделения труда не существует, они всегда кем-то заняты, — утверждает стратег. — Кооперация уже сложилась: если предприятие изготавливает столовые приборы, значит, кто-то делает их дизайн, кто-то — материалы, кто-то поставляет станки и оборудование. Для создания такой организации процесса потребовались десятилетия. И если вы приходите со своим предложением, пусть даже значительно улучшающим что-то по сравнению с тем, что есть сейчас, то получите отказ.

Но если вы сами станете на позицию лица, принимающего решения, то поймете, что смена партнеров и подрядчиков может оказаться дороже, чем тот выигрыш, который даст пусть и перспективное предложение, с которым обратился новый участник рынка.

Встраиваться надо не в существующую систему, а в формирующуюся. Следовательно, перед теми, кто сегодня разрабатывает конкретные проекты, стоит задача предвосхитить возможное будущее. Сейчас, на стыке эпох, промышленных революций как раз хорошее время для мега-проекта: если ты пытаешься реализовать идею в ситуации, когда технологическая платформа уже сложилась и находится на пике мощности, тебе очень трудно «влезть» в сложившуюся систему разделения труда, потому что все места заняты. А когда возникает новая технологическая платформа, то на переходе к ней возникает много «разрывов» и необходимого свободного пространства…

Свой многолетний цикл общения с бизнес-сообществом региона в подобном формате Петр Щедровицкий завершил. Такое решение он объяснил собственным ощущением того, что наступило время взять паузу и переосмыслить все проговоренное и продуманное, высказанное во время споров и оставшееся только как внутренний, не дающий покоя, вопрос. Чтобы потом говорить и действовать на новом уровне — для достижения качественно новых целей.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 7 (86) Декабрь 2015 - Январь 2016 2015 года


  • Число просмотров: 991

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть