Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Налоги

ЗАЩИТНИК ПРАВ БИЗНЕСА УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

УПРОЩЕНКА УХОДИТ В ТЕНЬ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Прогноз

Когда закончится кризис?

Да всё равно

Как строить свой бизнес в нынешних непростых экономических условиях? На что надеяться, чего ожидать? И есть ли оно – то светлое будущее, к которому стоит стремиться? Конечно, многие пред-приниматели задаются сейчас такими вопросами. А принявшие участие в бизнес-событии «Базовые стратегии» бизнес-эксперта Сергея Макшанова смогут нащупать и ответы применительно к соб-ственным обстоятельствам.

 

Напомним, в прошлом году Сергей Макшанов на встрече с иркутскими предпринимателями, которые традиционно организует Байкальский центр тренинга, прогнозировал, что кризис растянется на три года, и формировал «дорожную карту» по возможному преодолению этого «турбулентного» периода. В частности, советовал как можно скорее начать мыслить категориями парадигмы шестого техноуклада и «оседлать» длинные тренды. Советовал не пытаться делать вид, что все происходящее в экономике вас не касается, что у вашей компании дела идут отлично и вы по-прежнему, не сбавляя темпа, выполняете намеченный три года назад план.

Также он рекомендовал не бравировать, а перестраивать стратегию: считать бюджет и биться только за каждый месяц, не глядя на следующий (что даст относительную устойчивость). Еженедельно проводить полный мониторинг состояния дел и общей ситуации. «Держать» команду, используя ключевой принцип: совместное обсуждение, понятие и принятие планируемых действий. Изучать мировые тенденции и осознавать, что эра шестого техноуклада с его ориентацией на инновации, высокие технологии и интеллект наступит — вне зависимости от нашей готовности к ней.

Если здраво относиться ко всему вышеперечисленному, возможно сохранить бизнес в кризис, причем при росте эффективности и качества («Будущее приходит завтра» — «Капиталист» №1 (80), февраль 2015).

Скорости растут

В этот раз, с первых слов задав высокий интеллектуальный темп разговора, эксперт дополнил и уточнил рекомендации с учетом произошедшего за год в мировой и российской экономике:

— В этом году мы уже не сможем «ездить» на прежних скоростях — они стали значительно выше. Каждый день происходит событие, которое отражается на бизнесе, и все эти изменения влияют на предпринимательский климат в стране. Так как скорость другая, нужен новый персонал. В выигрыше оказывается тот, кто шустрее. Это тенденция. В разных видах деятельности сейчас нужны те, кто «родился с айпадом в руках». Без этого никак: они позвоночником чувствуют происходящее.

Интересно, что по поводу этих «родившихся с айпадом» немногим позже, в кулуарах, между слушателями возник некий спор.

«А что же делать тем, кто не родился с айпадом в руках? В гроб ложиться?»

«Конечно, нет… Речь идет о том, что только на старых знаниях сейчас компанию не удержишь. Команду надо усиливать этими самыми новыми людьми».

«Главное — чтобы эти люди умели еще хоть что-то, кроме как айпад держать».

«Безусловно. Если это умение да знания, да целеустремленность и здравый смысл — золотой специалист получится…».

Борьба за квартал

Между тем Сергей Макшанов подтвердил и одну из обозначенных тенденций прошлого года: в 2016-м по-прежнему нет годовой цели, все будут бороться за квартал. Связано это с тем, что сохраняется спад в экономике. Только в отличие от двух прошлых кризисов сейчас для этого есть и внутренние, и внешние причины (в 1998-м причина была только внутренней, и рост мы увидели уже через четыре месяца, в 2008-м — внешней, когда «сдетонировал» американский рынок недвижимости. — «Капиталист»).

   
 

Сергей Макшанов,

бизнес-консультант

— Одно из моих личных переживаний 2015 года: когда два конкурента полностью открыли друг другу свои данные, тем самым ослабив конфронтацию. Ведь лобовая конфронтация — это глупо, от нее надо уходить. 

 
   

— Весь 2016 год еще будем падать, и нет факторов, которые могут это изменить. Один из основных трендов-2016 — продолжение рецессии в экономике (вероятность глобальной рецессии — 60%). И если даже все мы в 2016 году разом возьмемся за ум, все равно будем падать. В 2017-м процесс приостановится. В 2018-м мировая экономика развернется и потащит нас за собой.

Продолжая характеристику российской экономики, эксперт назвал еще несколько трендов. В частности то, что ситуация характеризуется резкими разнонаправленными изменениями отраслей: рост некоторых связан с вынужденным импортозамещением. Продолжается открытие новых предприятий — как иностранными, так и российскими участниками рынка, но темп замедляется, закладок «первого камня» все меньше. Усиливается роль государственных компаний и компаний с участием государства в реальных секторах. Бизнес находится в условиях высоких кредитных ставок, снижения потребления всех секторов (B2B, B2C, B2G). Происходит спад на рынке розничной торговли. Жители страны переходят на «сберегающую модель потребления»: наблюдается сокращение реальных денежных доходов населения на фоне опережающего роста инфляции и увольнений.

Среди других особенностей, выявленных Сергеем Макшановым, — выделение отраслевых и территориальных центров экономического роста, ускорение консолидации отраслей, фронтальное давление на рентабельность бизнеса, рост активности бизнеса в создании развивающих элементов среды деятельности акселераторов.

Cвой рецепт устойчивости

Что делать малому и среднему бизнесу в сложившейся ситуации? Видеть примеры хорошего в мировой и российской экономике и «доходить до их сути». Анализировать поступающую информацию и критически оценивать ее. Выявлять тенденции роста и проводить с командой «мозговые штурмы», чтобы понять, как эти тенденции могут быть использованы компанией. Не откладывать решение о фондировании прибыли («отправляйте 50% прибыли обратно в бизнес»). Усилить включенность в глобальные деловые и социальные сети. Перестать делать то, что делают другие. Искать свой рецепт устойчивости.

Так, по словам Сергея Макшанова, если внимательно присмотреться к динамике развития разных стран во время глобального кризиса, то можно заметить, что часть из них демонстрируют рост экономики даже в таких жестких условиях. Кстати, по статистике, сегодня в мире 67 стран, у которых ВВП растет в течение последних 12 лет.

При ближайшем рассмотрении становится ясно, что на рынке (мировом и российском) устойчиво закреплены и растут компании, которые:

• усиливают зону контакта с потребителем онлайн и офлайн;

• инвестируют в создание будущего;

• непрерывно подкрепляют интерес клиента к компании и ее продукту;

• применяют нестандартные решения в продажах;

• занимаются технологическими поглощениями;

• формируют предложение, являющееся решением проблемы целевого клиента;

• занимаются практикой крауд-исследований;

• применяют технологии шестого техноуклада (3D-печать, направленная на повышение продолжительности жизни медицина, робототехника, биотехнологии и т.д.).

Также, по мнению Сергея Макшанова, в выигрыше в России могут оказаться компании, грамотно реагирующие на призыв к импортозамещению:

— Стопроцентное импортозамещение не нужно экономике. Ни один завод в России не делает муку, пригодную для изготовления круассанов по стандарту качества. И такая же ситуация по многим пунктам. Здоровое импортозамещение — это делать то, что потом можно экспортировать.

Кроме того, в росте складская и транспортная логистика, особенно — логистика сборных грузов и трансграничное направление сегмента. Постоянно растет спрос на складские помещения с контролем температуры: «Это ликвидное и надежное направление бизнеса. Такие услуги постоянно требуются тем, кто занимается торговлей мясом, рыбой, лекарствами, мороженым».

 

Cложнее, чем авиация

— Не надо заниматься самобичеванием про «сидение на нефтяной игле». Слезем мы с нее благодаря работе бизнеса. Сейчас единственный интегратор — это бизнес: ему выгодно всех объединять. И он сложнее, чем авиация. Это высочайший риск, это роль, к которой никто не готовит. В авиации всегда есть дублирующая система. В бизнесе — нет.

Особое внимание Сергей Макшанов обратил на то, что большую степень выживаемости в кризис демонстрируют те компании, которые точно знают особенности своего потребителя в конкретный отрезок времени: особенности его психологии, факторы доверия к тому или иному продукту, предпочтительный способ покупки, возрастные сегменты.

Например, в последние годы заметно растет занятость и социальная активность среди людей, перешагнувших пенсионный возраст.

— Потребитель сейчас всегда на связи и все более предсказуем. Для разных поколений людей технологии становятся все более привычными, — отмечает эксперт.

Кроме того, по его словам, сейчас лояльность клиента к продукту и компании все больше определяется пониманием клиентом внутренней структуры компании. Ему важно знать, как произвели продукт, какие ценности пропагандирует изготовитель, как заботится об окружающей среде.

Допустим, две компании производят похожий продукт. Но на сайте одной — только фото товара, его основные характеристики и стоимость. А на сайте второй плюс к этому — рассказ о том, как здесь поощряют лучших работников, какие социальные проекты поддерживают, как коллектив принимает участие в жизни города.

Конечно, современный потребитель выберет товар второй компании, хотя у первой он может быть такого же качества или даже лучше.

Резюмируя характеристики современного клиента, Сергей Макшанов сформулировал семь основных критериев, учитывая которые компании даже в кризис смогут удерживать спрос:

• клиенту невыносимо без связи с внешним миром и событийностью;

• он находится на связи с миром через разные девайсы и на разных каналах;

• клиент выбирает решения, которые экономят время и шокируют полезной новизной;

• цена для него важна, но важно и многое другое;

• он охотно делится собственными средствами для поддержания нравящегося ему проекта;

• готов предоставить данные о себе в обмен на бонусы.

 

Cменить власть и не инвестировать в кредиты

Доскональный анализ всего изложенного выше должен логично привести к конкретным действиям. Макшанов предлагает следующие.

1. Внедрение эффективных практик стратегического планирования и управления.

2. Внедрение управленческих технологий разработки новых продуктов с целью диверсификации в растущие отрасли или на развивающиеся территории.

3. Изменение структуры власти в компании. Если акционеров несколько, у них могут быть разные жизненные приоритеты и сам график жизни, разная бизнес-активность и оценка перспектив компании. Вследствие этого решения могут долго не приниматься, и развитие компании блокируется.

4. Укрепление экономической безопасности. Рассмотрите возможность сделать расширенные предложения крупным устойчивым клиентам из устойчивых рынков, в том числе — за счет непрофильных для себя услуг или продуктов. Развивайте деловую сеть на уровне акционеров.

5. Сокращение капиталоемкости бизнеса. Использование аутсорсинга, оборудования, которое можно применять в разных вариантах.

6. Наращивание технологичности бизнеса. Необходимо стать первым на своем рынке по скорости и масштабу в освоении управленческих IT-технологий, крауд- и интернет-площадок, автоматизации процессов.

Компаниям, оперирующим в депрессивных отраслях или регионах, эксперт рекомендовал сохранять и наращивать массу прибыли, заготавливать факторы будущего роста и прекратить инвестировать на кредитные средства.

Кстати, Иркутскую область депрессивным регионом эксперт не назвал, но при этом подчеркнул, что ей необходимо больше инвесторов. А всем, занимающимся бизнесом, он посоветовал: «Развивайте договороспособность, объединяйтесь с теми, кто близок вам по созидательной сути».


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (87) Февраль - Март 2016 года


  • Число просмотров: 6411

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть