Архив журнала «Капиталист»
Олыт
ЧУЖИЕ АВТО В ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ
Бывает и так: в этот раз эксперты «Капиталиста» не обнаружили перспектив для развития в Иркутске бизнес-идей из очередного выпуска нашей рубрики. Хотя все мы знаем, что существуют примеры того, когда бизнес рождался не благодаря, а вопреки…
ДЕШЕВЛЕ, ЧЕМ ТАКСИ
Каршеринг – новая, но активно развивающаяся в крупных российских городах автоуслуга. Это вид краткосрочной аренды автомобиля с поминутной или почасовой оплатой. Традиционная модель каршеринга: арендные авто припаркованы на различных стоянках в удобных местах – внутри жилых кварталов, на основных транспортно-пересадочных узлах. Клиент, предварительно оформив все формальности с каршеринговой компанией, может пользоваться этими машинами в своих целях. Но вернуть автомобиль он должен тоже на организованную стоянку, где авто найдет следующий клиент.
Еще пять лет назад подобный сервис в России нельзя было представить. А сегодня, к примеру, крупнейшая сеть «Делимобиль», которая создана в 2015 году в рамках каршерингового проекта московского правительства, расширяет свое влияние. С 2017 года она в Санкт-Петербурге, Уфе и Нижнем Новгороде. В этом году уже взяты Екатеринбург и Новосибирск.
Эксперимент в Москве показал: до 64% владельцев автомобилей могут предпочесть временную «лошадку», избавив себя от расходов за амортизацию, парковку, страховку, аренду машиноместа или гаража. Один каршеринговый автомобиль заменяет восемь личных, которыми владельцы пользуется в среднем 5-10% времени в сутки. При тарифе 10 рублей в минуту стоимость каршеринга в Москве в полтора-два раза ниже стоимости услуг такси. И 75% клиентов арендуют каршеринговые автомобили для поездок на личные и деловые встречи, а 25% клиентов используют их во время ремонта собственных машин.
Основные пользователи сервиса – активные мужчины немного за 30 лет, которые интересуются новыми технологиями и умеют считать деньги. Создатели российского каршеринга уверены, что с увеличением количества смартфонов услуга «временных машин» будет все более востребованной. А новый бизнес медленно, но верно продолжит развиваться и зарабатывать. Например, «Делимобиль» окупился уже на девятом месяце существования, а прибыль начал приносить меньше, чем через год.
----------------
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Дмитрий Сидоров, президент Ассоциации таксистов Иркутской области:
-- Каршеринг – очень полезная услуга, которой с удовольствием пользовались бы многие иркутяне, чтобы утром добираться на работу. Мне, как автомобилисту, гораздо удобнее ехать на такой «временной» машине, не задумываясь о том, где ее оставить и как транспортировать обратно. Но Иркутск – небольшой город. На мой взгляд, потенциальных клиентов здесь недостаточно для полноценного развития такого бизнеса.
Самая главная проблема – парковочные места, которых в центре Иркутска нет. Ассоциация таксистов Иркутской области вместе с администрацией Иркутска уже год безуспешно ищет возможность оборудовать в центре города официальные парковочные места для автомобилей такси. Ограниченное количество мест в центре города является большой проблемой не только для такси, но и каршеринга.
Наблюдения показывают, что в Иркутске около 40% пользователей такси ездят с водителем потому, что не в состоянии сами сидеть за рулем. А в пятницу вечером таких пассажиров – больше 70%. Так что они – уже не целевая аудитория каршеринга. В Иркутске у такси предельно низкая рентабельность, а рентабельность каршеринга должна быть еще ниже. Такой бизнес не сможет даже обслуживание автомобилей окупить, не говоря о прибыли.
Репетиция жизни на стенде
Первую в мире доску-бизиборд придумала в 1907 году итальянка Мария Монтессори. В изобретении педагог отразила свою методику обучать детей через познание сути вещей: подручные бытовые приспособления педагог для изучения предложила перенести на стенд. Двигая дверные цепочки, кольца от карниза или замок-молнию, ребенок разовьет мелкую моторику пальцев и изучит заинтересовавшие его вещи.
За 110 лет производство бизибордов прошло путь от хендмейда до массового промышленного производства. В России продают сотни моделей – от простых панелей на стену до полноценных детских домиков, где можно сидеть, причем не в одиночестве. Продают их через интернет в любые города России. А вот промышленное производство бизибордов обнаружилось, как ни странно, в Тюмени.
Руководитель компании «Умничка» и отец двоих детей Федор Будылдин производит и продает детские развивающие панели с 2013 года. Он говорит, что детское игровое оборудование должно стать для ребенка первой энциклопедией, которая поможет познать окружающий мир, развить полезные навыки и раскрыть творческий потенциал.
Одна из крупнейших компаний по производству российских бизибордов началась с цеха размером с однокомнатную квартиру и трех сборщиков, которые выпускали 12 типов детских игрушек. Сегодня 45 рабочих собирают бизиборды и кукольные домики для 360 детских садов в 83 городах России.
Производство соответствует ГОСТу и сертифицировано по ТУ. Бизиборды на 80% делаются станками, остальное – ручная сборка. Самое сложное в том, что небольшие детали должны размещаться именно там, где их задумал проектировщик. Производство бизибордов намного более трудоемкое, чем выпуск пластиковых игрушек или сборка мебели по индивидуальному заказу. И главную роль в нем играют человеческие руки.
Несмотря на автоматизацию и корпоративных клиентов, вся продукция до сих пор делается под заказ – все 117 видов детского оборудования из каталога.
Наверное, бизиборд – единственная из детских игрушек, которая никогда не будет импульсивной покупкой. То есть традиционный ретейлерский путь к потребителю для нее не подходит. Просто завезти бизиборды для дальнейшей реализации можно только в очень большие магазины очень больших городов. Поэтому в России давно сложившийся и единственно возможный путь бизиборда к покупателю – это торговля по электронному каталогу.
- Число просмотров: 701