Архив журнала «Капиталист»
Торговая недвижимость
Новые якоря новых пароходов
О будущем ТРЦ в Иркутске
Интернет изменил торговлю навсегда, вобрав в себя витрины многих магазинов и выдав в реальную жизнь новую концепцию отношений между продавцом и покупателем. Пришло время меняться и торгово-развлекательным центрам, создавая новые якоря для посетителей. Об этом шла речь на прошедшем в Иркутске IV Байкальском саммите Российской гильдии управляющих и девелоперов.
Саммит начался с большой экскурсии его участников по ряду строящихся объектов – жилых и коммерческих. Последующая деловая программа была посвящена подробному обсуждению иркутской недвижимости и перспектив развития этого сегмента городского хозяйства. Лучшие федеральные эксперты сообщили, что даже на фоне кризисной Москвы сегодняшнюю ситуацию на рынке офисной недвижимости в регионах можно считать тяжелой стагнацией. Возможности развития в этом секторе эксперты видят только в таких городах, как, к примеру, Екатеринбург.
ГОРОД, ГДЕ НЕГДЕ СТРОИТЬ
Девелоперы, строители, чиновники, урбанисты, управляющие, консультанты и другие представители отрасли также обсудили региональные программы реновации как возможное будущее для застройщиков в городе, где больше негде строить, а хрущевки могут начать складываться при первой же серьезной сейсмической активности. Во время саммита журнал “Капиталист” провел свое собственное исследование и выяснил мнение экспертов отрасли относительно будущего торгово-развлекательных центров Иркутска.
Революция в девелопменте – это когда старые объекты с износившимися стенами и устаревшими кинотеатрами отмирают, чтобы уступить место огромным и красивым торгово-развлекательным центрам, где развлечений больше, чем покупок. Интернет-технологии изменили торговлю раз и навсегда, и вместе с ними пришлось меняться торгово-развлекательным центрам. Теперь бытовую технику не нужно осматривать и долго спрашивать продавца об особенностях этой модели. Человек покупает, сидя дома. И большинство специализированных магазинов сокращают витринные площади в пользу складских помещений, которые являются концепцией новых отношений между продавцом и покупателем.
Если торгово-развлекательный центр не меняется, меняется отношение к нему покупателей. На фоне новых прогрессивных форматов, построенных недалеко и успешно осваивающих человекопоток, «старички» теряют прибыль с квадратного метра, начинают бороться за выживание, а затем закрываются. В Иркутск эволюция пришла с тремя топовыми торгово-развлекательными центрами, которые поставили под угрозу закрытия такие крупные объекты как «Карамель» и «Джем-молл». Теперь для них выживание и реконцепция должны стать синонимами.
Девелоперам придется проанализировать доходность каждого квадратного метра, убрать аутсайдеров и нарастить новые пространства, каждое из которых способно приносить деньги. Или уйти в небытие. Как происходит реконцепция в Иркутске, можно наблюдать в режиме реального времени на примере торгового центра «Новый».
- Практически все торгово-развлекательные центры в Иркутске строились традиционным путем: сначала выбрали место, затем сделали концепцию, после чего построили, - говорит Юрий Винников, директор агентства недвижимости «Тысячелетие». У этого формата только две константы: магазин продуктов и бытовой техники, остальное зависит от проектировщиков и заказчика. Создатели «Нового» все это время не могли определиться с наполнением. Если вы помните, сначала были публичные заявления, что туда зайдет кто-то из отельеров, едва ли не Hilton. Затем они купили франшизу X-fit, чтобы площади не пустовали. Теперь они задумались над развитием галереи. И вопрос даже не в том, что люди не могут определиться. А в том, был ли в проект заложен бассейн объемом несколько десятков тонн воды и не случится ли с ним чего…
Идеи для революции
Несмотря на полный штиль в рекреациях и многочисленные шутки со стороны коллег, создатели торгово-развлекательного центра “Новый” идут в правильном направлении – торговым галереям нужно ядро, ежедневно генерирующее человекопоток. Вопрос в том, что предложить иркутянам.
По мнению Юрия Винникова, был бы интересным опыт «пойти от обратного», когда не торговля формирует ядро, а наоборот – торговые галереи естественным образом возникают вокруг естественного центра притяжения.
Например, качественная концертная площадка, которая когда-нибудь придет на смену стадиону «Труд». Или объект, похожий на «Байкал-арену», в котором могут находиться магазины и кафе, чтобы, привозя детей, человек не сидел в ожидании конца тренировки на стульчике.
Пока же, по мнению Юрия Винникова, большинство девелоперов почивает на лаврах, не предпринимая каких-то динамичных усилий для привлечения покупателей или корректировки формата. А значит, за революцией, которую привезли в Иркутск «Сильвер-молл» и «Комсомолл» может наступить еще одна, которая сделает с ними то же, что они с «Карамелью» и «Джем-моллом».
Иркутский девелопер Вадим Литвиненко считает, что революционная идея для торгово-развлекательных центров придет в Иркутск из Азии. Торговые центры – мини-города, где есть офисы, детские сады, школы и транспортные узлы, уже есть в Москве. Иркутский «Сильвер-молл» – лишь десятая часть московского «Авиапарка» – самого большого торгово-развлекательного центра Европы, который вмещает более 350 магазинов, 20 развлекательных зон, 50 кафе и ресторанов и самый современный в Москве 17-зальный кинотеатр.
Но маленькому Иркутску в ближайшие десять лет такие объемы не грозят. И в ближайшие двадцать – тоже.
-- Якорем торгово-развлекательного центра может быть что угодно, - утверждает Вадим Литвиненко. – В Сингапуре, например, основную их часть занимают развлекательные зоны и казино. Туда приходят не столько покупать, сколько оставлять деньги. Среди европейских тенденций – спорт. В Москве спортивные площадки и разнообразные фитнесы уже тоже десятки тысяч квадратных метров занимают. Они – якоря, которые привлекают людей, несмотря на то, что доход для девелопера от них все-таки ниже.
Как выглядит будущее
Самый впечатляющий проект, реализованный на сегодня в торгово-развлекательных центрах России, - это лифт внутри большого аквариума высотой 24 метра и объемом более миллиона литров.
По словам директора по развитию компании Property Management Михаила Сафронова, открывшаяся два года назад в Москве у метро Славянский бульвар «Океания» на сегодня имеет один из самых высоких показателей эффективности и является одним из лидеров по показателям доходности. И все потому, что на земельном участке, который имел хороший потенциал, девелоперы смогли реализовать прорывную идею. Бесплатные экскурсии с рассказами о живущих в центре Москвы обитателях Красного моря, Индийского и Тихого океанов проводятся там каждые 15 минут. И спрос на них не снижается.
- Современный формат торгово-развлекательных комплексов отличает одна существенная деталь: в них на стадии проектирования площадей закладывается акцент на развлекательную составляющую. Российская тенденция – семейный ТРЦ с детскими развлечениями. У нас торгово-развлекательные комплексы все чаще строятся с детскими ресторанами и игровыми площадками, адаптированные для проведения мероприятий, вроде дней рождения. Пока это далеко не везде представлено, но если есть – такие места заполнены ежедневно, - констатирует Михаил Сафронов.
Самый большой оператор в этом сегменте – федеральная сеть семейных парков активного отдыха Joki Joya, которая создает на площади от 1,5 до 3,5 тысяч квадратных метров развлекательные зоны с семейными ресторанами здоровой домашней кухни и несколькими десятками аттракционов. Купив билет ребенку, родители абсолютно бесплатно могут составить компанию на батутах, веревочных парках, стрелялках и других развлечениях.
Михаил Сафронов отмечает, что если раньше девелоперы намеренно снижали арендные ставки для таких операторов, то сейчас их тарифы сопоставимы с классическими арендаторами. И Иркутск тут не исключение – с открытием огромной детской зоны, например, в «Комсомолле», другим пришлось переформатироваться и сокращать этот сегмент из-за отсутствия человекопотока.
Камни, галька и песок
Поскольку большинство экспертов сходятся во мнении, что революционные нововведения Иркутску грозят еще нескоро, мы задали логичный вопрос: где находятся ниши для развития ритейла в маленьком Иркутске?
И услышали притчу про камни, гальку и песок, в которой профессор сначала складывал в банку камни, затем маленькие камешки гальки, а затем заполнил все оставшееся пространство песком. В любой, даже самой заполненной крупными игроками нише, можно найти место для проектов, похожих на «гальку» и «песок».
Так, в Москве компания ADG Group приобрела 39 зданий советских кинотеатров и переоборудовала их под небольшие торгово-развлекательные комплексы площадью не более 15 тысяч квадратных метров. Современные экраны, ресторанчики, какие-то кабинеты из сферы услуг в шаговой доступности от жилых домов – и, по словам Михаила Сафронова, Москва получила мощную сеть периферийных торгово-развлекательных комплексов для аудитории, которая поедет в центр только в случае крайней необходимости.
Юрий Винников считает, что если для выхода на рынок в большом формате необходима качественно новая прорывная идея, то в малых форматах “районные” торгово-развлекательные центры будут хороши просто фактом своего существования. И успешный опыт ТРЦ «Юбилейный» можно повторить в Ново-Ленино и Иркутске-2. К тому же потенциальные заказчики торговых центров «районного» формата теперь уже знают самую главную тайну последнего пятилетия, справедливую для любого объекта этой категории: меньше выставок, большое складов и развлечений.
Территория рядом с торговым центром – еще один путь для привлечения и капитализации человекопотока. На огромной прилегающей территории в ТРЦ «Сургут Сити Молл» разместили площадки для выставок автомобильной, пожарной и строительной техники, для картинга и пляжного волейбола.
В Иркутске целенаправленным развитием прилегающей территории толком занимается лишь «Модный квартал», где летом организуется ярмарка, стоит батут и проводятся локальные мероприятия. Не получать доход с площади, на которую приходят все путешествующие от Бабра туристы, было бы недальновидно. Несмотря на то, что сама территория приносит доход не более 2%, синергетический эффект увеличивает выручку многих арендаторов «Модного квартала».
-- И в городе еще достаточно мест, которые можно и нужно переоборудовать для потребностей современного горожанина, – считает Сергей Маяренков, директор АНО «Иркутские кварталы». – Ведь поведение человека зависит от среды, которая, в свою очередь, меняется вслед за техническим прогрессом. В Иркутске центр города до сих пор не пешеходен, прогулка является дефицитом в современном городе, как и «тихие зоны» и зоны для различных ивентов – событий, которые ты можешь организовать сам, для себя и своих единомышленников, без многочисленных согласований и переписки с органами власти. Люди хотят жить по-другому, в другом дизайне и другой атмосфере. Торговые центры и городские пространства должны меняться в соответствии с новыми требованиями
.
- Число просмотров: 1042