Архив журнала «Капиталист»
ВЭД
АГРОПРОМ, МОНГОЛИЯ И ДРУГИЕ СВЕЖИЕ ТРЕНДЫ
Сельское хозяйство и пищевая промышленность, как одна из основных тем развития внешнеэкономических отношений России и Монголии,в последнее время заметно выходят на первый план. Данный тренд явно отразился и на прошедшей на днях в Улан-Баторе традиционной универсальной выставке «Ворота в Азию».
Если вспомнить прошедшее в июне в центре Улан-Батора крупнейшее совместное мероприятие «Российско-монгольская инициатива – 2018», то его сельхозуклон был отмечен не только специалистами. Тогда на главной площади столицы Монголии рядамирасположились последние модели самой разной российской сельхозтехники. Комбайны,трактора, самоходные опрыскиватели и сеялки – подобные агрегаты только в исключительных случаях могут оказаться в самомцентре столицы любого государства.
По окончании той выставки всю представленную сельхозтехнику выкупило Министерство продовольствия сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии. И как подтвердил «Капиталисту» один из руководителей ведомства, благодаря сотрудничеству с профильными российскими министерствами в стране в последние два года прошло активное обновление всего сельхозпарка. А это однозначно подтверждает тезис о том, что специализированное машиностроение – перспективное направление развития российского экспорта в Монголию.
А так в интервью нашему журналу обрисовал потенциал для сотрудничества генеральный секретарь Национальной торгово-промышленной палаты Монголии Э. Оюунтэгш.
– Весьма важное значение для нашейстраны имеет сейчас развитие агропромышленного комплекса. Нам нужна сельскохозяйственная техника из России. Потому чтоочень многие наши специалисты, аграрникии зоотехники учились в вашей стране, знают эту технику. Нужно повышать квалификацию этих специалистов. Кроме того, сейчас у нас реализуетсянациональная программа по оздоровлениюмонгольского скота. В этом вопросе российская сторона также нас поддерживает и поставляет вакцины, но нужно переобучатьи наших ветеринаров.
Что касается приграничного сотрудничества, то в последнее время активно работаем с Иркутской и Новосибирской областями по импорту зерновых и комбикормов.
АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
Планируя нынешнюю 29-ю универсальнуювыставку «Ворота в Азию», ее организаторы – компания «Бизнес-контакт» и Национальная торгово-промышленная палата Монголии –выбрали актуальную тему. Выставкутакже посвятили агропромышленной сфере, сельскому хозяйству и пищевой промышленности. К общению в рамках мероприятия пригласили минсельхозИркутской области и предпринимателей, чья деятельность связана с этим сектором экономики.
Позже, на открытии самой выставки, своей статистикой поделился замминистра сельского хозяйства нашего региона Вячеслав Козин.
-- На этой выставке представлены более 40 участников из Иркутской области, в том числе 17 предприятий и крестьянско-фермерских хозяйств, а также –руководители администраций, в том числе четыре мэра, шести районов, среди которых – основные сельскохозяйственные в регионе.
Да, руководители территорий – Куйтунсий, Осинский, Качугский, Тулунский, Слюдянский районы, а также Свирск – втаком количестве и с желанием понять, как можно муниципалитету выйти на рынок соседнего государства, в этой выставке участвовали впервые.
А вообще в иркутской делегации достаточно разнопланово оказалась представлена именно региональная пищевая промышленность – иркутский хлебозавод, СПХ «Окинский», рыбоперерабатывающее предприятие Ольги Шарпинской из Ангарска, а также компании – поставщики зерновых и рапса.
Механизмы и прицепы для заготовки фуража собственной конструкции презентовал иркутский предприниматель Сергей Беляев. Далее – ферма по выращиванию шампиньонов изШелеховского района и ряд строительных и производственных фирм. Один из стендов заняла иркутская межобластная ветеринарная лаборатория. Рядом – коллеги из иркутской городской станции по борьбе с болезнями животных.
Кроме иркутян, свои экспозиции развернули и бурятские компании – конфеты, мед, шоколад, а также несколько компаний из других регионов – Барнаул, Красноярск и т.д.
КРАСНАЯ РЫБА ИЗ АНГАРСКА
И если посетители выставки с интересом знакомились со всеми экспонентами, то самым популярным оказался стенд ангарского производителя рыбных деликатесов – рыбоперебатывающего предприятия Ольги Шарпинской.
В выставке «Ворота в Азию» компания участвует всего второй раз. Но в Иркутской области и в целом в Сибири ее продукция хорошо известна. С 2002 года компания производит разнообразнуюрыбную продукцию: филе, балыки, тешу кеты,нерки и горбуши холодного копчения, омуль слабосоленый, подвяленный, холодного и горячегокопчения, фаршированную щуку, рулеты горячего копчения, сельдь олюторскую слабого посолав вакуумной упаковке, различные пресервы и полуфабрикаты. Представьте, насколько разнообразный ассортимент имели возможность попробовать посетители выставки.
-- За эти дни мы увидели, как жители столицы Монголии относятся конкретно к нашей продукции – она им очень нравится. В прошлый раз, когда мы были в июне, люди покупали рыбу, скажем так, более для них знакомую – селедку, скумбрию. А сейчас почему-то наоборот – берут семгу, красную икру, нерку, то есть более дорогие виды. Наверное, распробовали, - делится впечатлениями Ольга Шарпинская.
По словам руководителя ангарского предприятия, сейчас дело подошло к выбору торгового представителя, который будет действовать на всей территории Монголии.
– Заинтересованность в нашей продукции есть. Уже поступают предложения от супермаркетов, торговых сетей, запросы на продукцию идут и на мою электронную почту. Так что вскоре мы определимся и с нашим представителем, -- обещает Ольга Шарпинская.
НЕ ТО СООТНОШЕНИЕ
Что сегодня мешает нашим странам активнее наращивать несырьевую составляющую внешнеэкономического оборота? Этот вопрос мы задали генсекретарю НТПП Монголии Э. Оюунтэгшу.
-- Много лет наши страны дружат, а торговый оборот небольшой. Россия – наш стратегический партнер, но 70% внешнеторгового оборота у Монголии приходится на Китай. Мы бы хотели другого соотношения – дальнейшего роста сотрудничества с вашей страной.
Наиболее проблемная тема, по словамЭ. Оюунтэгша, - высокие таможенные пошлины как при экспорте монгольской продукции на российский рынок, так и при импорте товаров из России.
-- Мы со своей стороны пытаемся создавать приемлемые условия. При внешнеторговых операциях у нас таможенная пошлина 5% при импорте, НДС 10%. На некоторые виды продукции пошлина увеличивается, но только плюс 10%. Это максимум. Монголия экспортирует в Россию мясо, кашемир, кожу – продукцию легкой промышленности, которая пользуется высоким спросом и в Сибирском федеральном округе, и на Дальнем Востоке. Но все это облагается очень высокими пошлинами – до 48%. Несколько раз наш деловой совет по сотрудничеству поднимал этот вопрос, но Москва молчит…
мало монгольских товаров
С генеральным секретарем НТПП Монголии соглашается и торгпред России в Монголии Максим Васильев, который в интервью «Капиталисту» сообщил следующее.
– На данное время мы импортируем слишком мало монгольских товаров – порядка 3-5%от взаимного товарооборота. Это, конечно, несоответствует тому глубинному пониманию взаимных преференций, которые должны существовать именно в торговле. Поэтому это одиниз тезисов, которые руководитель Минпромторга Денис Мантуров озвучил, находясь в Улан-Баторе и выступая перед президентом и правительством Монголии. Обязательно нужно увеличивать поставки традиционной монгольской продукции нанаш рынок. Это относится к мясу и мясопродуктам. Очень высококачественный кашемир в Монголии, который, как вы знаете, лучший в мире. Продукция из кожи,шести и т. д. Нам нужно искать возможности для роста импорта.
По словам торгпреда России, сейчас на долю российских нефтепродуктов приходится порядка 62% экспорта в Монголию. Поэтому его задача, как торгпреда, сокращатьудельный вес продукции минерального происхождения и увеличивать объемы экспорта машинотехнической продукции, сложной техники.
-- Кроме сельхозтехники,будем продвигать продукцию российского авиапрома – тот же «Сухой Суперджет». Есть небольшой, но замечательный проект модернизацииизвестного нашего «кукурузника» АН‑2. Здесь,на территории Монголии, этот самолет можетбыть востребован и не только в народном хозяйстве. Вполне вероятны его поставки в Китай,Вьетнам, Индонезию и другие страны.Есть еще подобные нишевые проекты – развитие поставок нашей автомобильной техники«Лада», УАЗ, ГАЗ – они также находятся в сфере внимания торгпредства.Поставлена задача: опережающими темпами увеличивать экспорт в Монголию высокотехнологичной,несырьевой продукции по сравнению с общим увеличением экспорта России, -- поделился планами Максим Васильев.
А вот о проблемах, мешающих росту взаимной торговли, торгпред высказался так.
– Серьезных проблем нет. У нашихстран отношения стратегического партнерства. Монголия для нас – ближайшийдруг и союзник. Как и Россия для Монголии. Есть пожелания, например, максимально оптимизировать режим пропускачерез границу товаров и пассажиров. Современные реалии того требуют: переходграждан через границу должен заниматьне часы, как сейчас, а минуты.
КТО ЖЕ ВСЕ-ТАКИ ТОРМОЗИТ?
По этому поводу в беседе с нашим журналом сетовал и г-н Э. Оюунтэгш. Еще одним препятствием для развития сотрудничества приграничных регионов генсекретать НТПП назвал работу российских таможенников, которые слишком придирчиво досматривают вещи граждан Монголии, что заметно тормозит скорость перехода границы в том же Алтанбулаге. И для сравнения привел данные по южному пограничному переходу из китайского Эрляня в монгольскийЗамын-Ууд. В день границу в том месте пересекают от трех до пяти тысяч человек (более миллиона в год! – Примечание редакции) и около 300 автомобилей. Вот такая пропускная способность с китайской стороны.
Однако дело все же не в скорости работы таможенников. Автомобильные пункты пропуска – для России основная проблема, на прошлой неделе в интервью «Российской газете» сообщил первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов. Из-за большой протяженности госграницы их 172. Естественно, чтобы привести в порядок их все, нужны огромные деньги.
Нацпроект «Международная кооперация и экспорт», благодаря реализации которогобудет обеспечен более простой выход на внешние рынки малого бизнеса, предполагает, что к 2024 году модернизируются 24 экспортно ориентированных пункта пропуска – те, что расположены вдоль главных транспортных коридоров, в том числе, пояса Шелкового пути.
«Пункты пропуска «Кяхта» в Бурятии и «Забайкальск» тоже требуют внимания к себе, говорит Руслан Давыдов. Модернизация поможет быстрее оформлять грузы в первую очередь малым предприятиям-экспортерам».
УЗКАЯ КОЛЕЯ
Еще одно «узкое» место в Монголии – это железная дорога. Она до сих пор одноколейная и неэлектрифицированная. Объем же сквозных перевозок увеличивается с каждым годом. По имеющимся в распоряжении редакции данным, несмотря на то, что восточный маршрут через китайскую Маньчжурию в Россию пока еще более популярный, центральный маршрут через Монголию набирает активность с каждым годом. В 2017 году объемы перевозок здесь выросли в шесть раз по сравнению с 2016-м, достигнув отметки в 60 тысяч TEU (контейнеры в двадцатифутовом эквиваленте).
Набирают популярность и пассажироперевозки. По данным ВСЖД, международным поездом из Иркутска в Улан-Батор с января по сентябрь 2018 года воспользовались 18,5 тыс. пассажиров, 10 тыс.из которых перевезли в летние месяцы. При этом динамика такова, что в данное время востребованность этого маршрута, причем в обе стороны, почти вдвое превышает показатели работы в первые полгода курсирования поезда. К примеру, в сентябре его пассажирами стали 2,8 тыс. человек.
Однако Улан-Баторская железная дорога работает уже на пределе. Чтобы решить эту проблему, как нам стало известно, скоро будут приниматься серьезные меры.
ЭКСПОРТ УДВОИТЬ
Кстати, в национальную программу «Международная кооперация и экспорт», о которой говорилось выше, войдет и федеральный проект «Экспорт продукции АПК», который сейчас формирует Минсельхоз России. Задача – к 2024 году увеличить объем сельскохозяйственного экспорта в два раза — до $45 млрд. Экспортный потенциал Минсельхоз предлагает развивать за счет увеличения доли готовой продукции.
По итогам 2017 года, по данным Минсельхоза (приводятся газетой «Известия»), экспорт продовольствия из странысоставил $20,7 млрд (+21,1% по отношению к 2016 году). В натуральном выражении это чуть более 65 млн тонн (+20,8%). Треть экспорта пришлась на зерно и продукцию мукомольно-крупяной промышленности. Менее существенные доли у готовой продукции, рыбы и ракообразных, товаров масложировой промышленности, мяса и субпродуктов.
Минсельхоз определил направления работыдля удвоения объемов экспорта. В проекте обозначены четыре основные задачи. Речь идет о производстве качественно новых продуктов, которые соответствуют ожиданиям потребителей на целевых рынках сбыта, а также о построении эффективной экспортно ориентированной логистической инфраструктуры, снятии тарифных и нетарифных ограничений, создающих препятствия. Не осталась без внимания и необходимость развития системы продвижения продукции АПК на внешних рынках.
НОВАЯ ТОВАРНАЯ МАССА
Но ведь созданную «новую товарную массу» необходимо вывезти за пределы страны и доставить до целевых рынков сбыта. Очевидно, что нагрузка на товаропроводящие сети значительно увеличится, предполагают в министерстве. Для решения этой проблемы потребуется построить новые распределительные центры, увеличить портовые и перевалочные мощности, а также внедрить цифровые технологии, отметили в ведомстве.
Также усилия министерства будут сконцентрированы на снятии ветеринарных и фитосанитарных ограничений, которое облегчит вывоз продукции. В ведомстве уточнили, что для сопровождения и дальнейшего продвижения продукции АПК «после границы» необходимо развивать сеть профессиональных представителей за рубежом, продвигать продукцию под региональными и зонтичными брендами.
Все это действия в целом соотносятся и с планом дальнейших действий торгового представительства России в Монголии. «Нам поставлены серьезные и конкретные задачи. Если в общем, то повысить товарооборот с Монголией за предстоящие десять лет в десять раз», -- сообщил «Капиталисту» Максим Васильев, торгпред России в Монголии.
- Число просмотров: 1215