Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Навстречу предпринимательству

РЕГИОНЫ НАЙДУТ ГРАЖДАН С "ГЕНОМ БИЗНЕСА"

ДЕЛОВОЙ ПОДХОД

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 22 апреля
Ритейл
РОСКАЧЕСТВО ПОМОЖЕТ ВЫБРАТЬ КРОССОВКИ
Оптимизация
ИП УХОДЯТ В САМОЗАНЯТЫЕ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Делобанк

Типография Иркут

ТЭК

ПромХимСервис

Сэйв

House-Mafia

Центр упаковки

Графика +

Выставка подарки

Сиб-Жар

Архив журнала «Капиталист»

Управление персоналом

ПРОГНОЗЫ ДЛЯ КАДРОВОЙ СЛУЖБЫ

2018 год был богат на законодательные нововведения в сфере управления персоналом компаний. Это и внедрение электронного документооборота, и пенсионная реформа, и новые правила проверок государственной инспекцией труда (ГИТ), и изменения в миграционном законодательстве. 2019-й – не исключение, ведь многие изменения, принятые в прошлом году, начнут активно применяться как раз в этом.

 

По мнению экспертов, прошлый год в сфере HR выдался напряженным, и немалая часть работы была связана с опасениями, которые подтвердит или опровергнет законодатель уже в нынешнем году. Может быть, самих изменений было и немного, но каждое из них можно назвать знаковым.

 

Предлагаем вашему вниманию подборку рекомендаций, которую для издания «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» составили HR-специалисты крупных компаний, подсказав, на что обратить внимание в сфере трудового законодательства, вопросах зарплаты и подбора персонала.

 

Итак, в 2018 году нормы трудового и миграционного законодательства претерпели значительные изменения, которые коснулись всех работодателей.

 

Для бизнес-сообщества 2018 год запомнился:

 

  • стремлением законодателей внедрить электронный документооборот и реализацией соответствующих пилотных проектов в ряде крупных компаний;

 

  • желанием государства реализовать комплекс мер антикоррупционной направленности и установить повышенный контроль за трудоустройством бывших госслужащих;

 

  • пенсионной реформой и установлением уголовной ответственности за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лиц предпенсионного возраста;

 

  • попыткой ввести дополнительные требования к компаниям, эксплуатирующим корпоративный транспорт для собственных нужд;

 

  • значительными изменениями в миграционном законодательстве.

увеличение пенсионного возраста

Наиболее значительным изменением кадровики назвали, конечно же, увеличение пенсионного возраста работников. HR-специалисты озадачены изменениями, связанными с предпенсионными работниками. Это тяжелое бремя для бизнеса: как управлять квалификацией таких людей и получать от них результат?

 

Работники предпенсионного возраста – это новая категория работников, которая теперь появляется в компаниях. Они имеют дополнительные права, льготы в виде оплачиваемых выходных дней для прохождения диспансеризации, запрет на увольнение или на отказ в приеме на работу по мотивам, связанным с возрастом. К данной категории относятся работники, которым осталось менее пяти лет до выхода на пенсию.

 

В связи с увеличением пенсионного возраста с 2018 года у работодателей появилась новая обязанность по сдаче в центр занятости отчета о сотрудниках предпенсионного возраста.

 

Изменения, которые произошли в связи с проведением пенсионной реформы:

 

  • несут для работодателей дополнительную нагрузку в виде предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней;

 

  • возможно повлекут возложение на работодателей обязанности по частичной оплате стоимости повышения квалификации работников предпенсионного возраста;

 

  • возрастет количество трудовых споров, когда кандидаты будут судиться с компаниями по мотиву того, что их не принимают на работу именно из-за возраста, и в качестве довода приводить описание вакансии в интернете или записи, сделанные на собеседованиях, где говорится о предъявляемых требованиях по возрасту;

 

  • при увольнении по инициативе работодателя, например, за прогул, компании нужно иметь достаточные доказательства вины сотрудника, чтобы в суде не пришлось подтверждать, например, что работника уволили именно за прогул, а не в связи с возрастом.

СЛУЖЕБНЫЕ АВТОМОБИЛИ 

Одной из позитивных тенденций 2018 года эксперты называют желание правительства прислушиваться к мнению бизнеса не только при разработке нового правового регулирования, но и в процессе реализации новых норм права. Так, Минэкономразвития России выступило с инициативой проведения ретроспективной оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на бизнес.

 

Но одним из самых знаковых событий 2018 года для работодателей стало то, что были учтены комментарии и опасения бизнес-сообщества в отношении уже подписанного Президентом РФ закона о внесении изменений в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».

 

Вводимые изменения налагали на работодателей, предоставляющих корпоративный транспорт своим работникам, большое количество подчас невыполнимых требований. С учетом мнения бизнес-сообщества закон был изменен.

 

Определенные обязанности теперь возлагаются только на профессиональных перевозчиков, а не на компании, эксплуатирующие транспортные средства для собственных нужд.

 

Например:

 

обеспечение стоянки транспортного средства на специальных парковочных местах;

обеспечение соответствия работников-водителей квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении коммерческих и грузовых перевозок;

 

организация предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортного средства.

Правда, вопрос о проведении медицинских осмотров работников, не являющихся водителями и управляющих корпоративными автомобилями в служебных и личных целях, остается открытым и чрезвычайно актуальным. Эксперты предполагают, что ГИТ, скорее всего, будет чаще пытаться признать сотрудников, которые используют служебные автомобили, водителями.

 

В настоящее время ГИТ пытается обязать работодателей проводить предрейсовый, то есть, по сути, ежедневный медицинский осмотр всех работников, которым предоставляется корпоративный транспорт, в том числе даже тех сотрудников компаний, которым автомобили даются в качестве льготы.

 

В судебной практике пока не сложился однозначный подход к разрешению таких споров.


ДИСТАНЦИОННЫЙ ТРУД

 В последнее время работодатели начали активно внедрять дистанционный труд либо уточнять соответствующие детали, которые раньше не успели учесть. Хотя законодательно эта норма была закреплена еще в 2013 году.

 

 Интерес понятен: используя данный вид труда, можно существенно оптимизировать трудозатраты и финансовые затраты в компании. Важно предусмотреть правильный переход на удаленную работу, иначе можно потерять управление такими сотрудниками.

 

Кстати, об индексации зарплат. Раньше проверяющие из ГИТ говорили о том, что индексация необязательна, если в компании нет соответствующего локального нормативного акта. Теперь позиция изменилась: документ в компании должен быть, а значит, и индексацию надо проводить. Поэтому в 2019 году в этой сфере ожидается много напряженной и ответственной работы.

 

В 2018 году получила развитие инициатива Минтруда России о введении электронных трудовых книжек. Законопроект предусматривает, что с 1 января 2021 года сведения о трудовой деятельности работников будут храниться только в электронном виде, однако сохранится возможность одновременного ведения бумажных трудовых книжек по заявлению работника. С 1 января 2027 года ведение трудовых книжек на бумажных носителях полностью прекратится.

 

Для реализации этих мер работодатели заранее должны осуществить мероприятия по обеспечению технической готовности к передаче сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде в информационную систему Пенсионного фонда РФ.

НЕИСПОЛЬЗОВАННЫЙ ОТПУСК

 Судами высших инстанций в прошлом году были устранены некоторые неопределенности законодательного регулирования, вызывавшие разные подходы к решению одних и тех же вопросов не только среди работодателей, но и среди территориальных органов Роструда и судебных органов.

 

Так, например, Конституционный Суд РФ в постановлении от 25.10.2018 № 38-П устранил неоднозначность в вопросе взыскания компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении.

 

Положения трудового законодательства не ограничивают право работника при увольнении на получение денежной компенсации за все неиспользованные дни отпуска. При этом Конституционный Суд РФ отмечает, что суды должны избегать формального подхода и оценивать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, включая причины, по которым работник своевременно не воспользовался своим правом на ежегодный оплачиваемый отпуск, а также ситуации, когда отпуска хотя и предоставлялись работникам, но не оформлялись правильно.

В свою очередь, Верховный Суд РФ в 2018 году также неоднократно подчеркивал недопустимость формального подхода при разрешении трудовых споров. Он обращал внимание судей на необходимость всестороннего и полного исследования фактических обстоятельств при рассмотрении дел о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми (определения Верховного Суда РФ от 05.02.2018 № 34-КГ17-10, от 23.04.2018 № 57-КГ18-4). Более того, в постановлении от 29.05.2018 № 15 Пленум Верховного Суда РФ напомнил о характерных признаках трудовых отношений и привел примеры соответствующих доказательств.

КАТЕГОРИИ РИСКА

 Одним из самых значимых является изменение порядка проведения плановых проверок инспекторами ГИТ. Теперь периодичность плановых проверок зависит от категории риска работодателя. Критерии определения категории риска утверждены постановлением Правительства от 16.02.2017 № 1975.

 

Категория риска устанавливается в зависимости от степени вреда, который может быть причинен работникам, а именно – вреда жизни, здоровью и правам работников. То есть показателем установления категории риска является потенциальный вред, который может быть причинен работникам.

 

Установлены следующие категории риска и периодичность проверки по ним:

 

  • высокий риск – один раз в два года;

  • значительный риск – один раз в три года;

  • средний риск – не чаще одного раза в пять лет;

  • умеренный риск – не чаще одного раза в шесть лет;

  • низкий риск – плановые проверки не проводятся.

Категорию риска компания может узнать в территориальном органе ГИТ. Для этого необходимо составить письменный запрос, ответ на который трудовая инспекция предоставит в течение 15 рабочих дней.

 

Также перечень работодателей с указанием категории риска есть на сайте Роструда. В зависимости от региона на сайте можно найти компании с высоким и значительным уровнем риска, а также со средним и умеренным риском.

Переход на риск-ориентированный метод увеличит периодичность проведения плановых проверок в компаниях с высоким и значительным рисками. Для организаций со средней или низкой категорией риска переход на риск-ориентированный метод проведения плановой проверки не несет каких-либо последствий. Плановые проверки в таких компаниях и раньше проводились не часто.

 

В большинстве компаний плановые проверки не проводились по 10–15 лет. И рисковой зоной для них являются внеплановые проверки, порядок проведения которых не изменился. Внеплановые проверки могут быть проведены в любой момент, если есть жалоба работника. Здесь категория риска на периодичность внеплановых проверок не влияет.

плановые проверки по чек-листам

Также с 1 июля 2018 года все работодатели проходят плановые проверки по чек-листам. В чек-листах приведен перечень вопросов по соответствующей тематике, которые зададут инспекторы ГИТ. Каждый чек-лист посвящен определенной тематике – например, порядок приема на работу, содержание трудовых договоров, изменение и прекращение трудовых договоров, порядок трудоустройства несовершеннолетних, иностранцев и инвалидов и т.д. Часть чек-листов посвящена вопросам, связанным с кадровым учетом, часть – вопросам по охране труда и пр.

Для компаний переход на проверки по чек-листам имеет положительные последствия, так как теперь плановые проверки будут проходить по единому формату по заранее известным вопросам.

 

Проверочные листы – это также возможность самостоятельно подготовиться к проверке и исправить нарушения. Так, работодатель может провести внутренний кадровый аудит, ответив на вопросы из чек-листов, и выявить существующие проблемы, а также предпринять меры по их устранению.

 

Еще одним интересным изменением 2019 года станет введение административной ответственности работодателя за отказ работнику в изменении банка для перечисления заработной платы.

 

На сегодняшний день работник имеет право на основании письменного заявления поменять банк, на счет в котором ему перечисляют зарплату. Многие работодатели неохотно принимают такие заявления, а часть и вовсе отказывают работнику, указывая, что бухгалтерии проще выплачивать зарплату в рамках зарплатного проекта.

 

 Если законопроект примут, то за отказ работнику в смене банка компанию оштрафуют по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ на сумму от 30 000 до 50 000 рублей.


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (106) Март - Апрель 2019 года


  • Число просмотров: 41

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Планета мебели

Спецтехника

Офисная мебель

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть