Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 11 ноября
Недвижимость
ЧТО БУДЕТ С КВАДРАТАМИ
Опыт бизнеса
ОБЕ СТОРОНЫ ХОСТЕЛА

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

Бизнес-этикет

ИСКУССТВО ЭЛЕКТРОННОГО ОБЩЕНИЯ

ТАСС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ...

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 07 октября
Ритейл
ОТМЕНА ЕВНД СОКРАТИТ МАЛЫЙ БИЗНЕС
Торговые тенденции
НАЗВАНЫ ЛУЧШИЕ МАКАРОНЫ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Типография Иркут

Сэйв

ТЭК

DI клиника

Иркутский Лифтовый Центр

Графика +

Stihl

Выставка подарки

Архив журнала «Капиталист»

Проверки

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К КОНТРОЛЮ БИЗНЕСА

Поправки планируют принять до конца года

Инспекционный визит – это новый вид проверки предпринимателей, который в скором времени появится в России. Визит предполагает, что контролер сможет прийти внезапно и увидеть, как все работает на самом деле. Соответствующая поправка в законопроект о госконтроле вносится ко второму его чтению в Госдуме, принятие планируется до конца года. Какие еще новшества несет обновленный законопроект о госконтроле?

Документ на Петербургском международном юридическом форуме представлял замминистра экономического развития Савва Шипов. По его словам, по сравнению с первоначальной версией проект закона сильно изменился - появились новые подходы к описанию как контрольных мероприятий, так и профилактики. Например, Минэкономразвития выступает с инициативой изменить систему штрафов бизнеса. Их размер за конкретное нарушение не должен быть одинаковым для всех. В будущем могут исчезнуть и надзорные каникулы: их полностью заменят риск-ориентированным подходом.

 

Главная же цель обновленного законопроекта, по словам Саввы Шипова, -- сделать контроль эффективным и при этом помогающим бизнесу работать безопасно. Для этого существенно переработана система оценки соблюдения обязательных требований.

 

-- Другая важная составляющая -- это профилактика нарушений, -- в интервью «Известиям» продолжает замминистра. -- Сейчас контролер боится сделать любой шаг навстречу предпринимателю, у него просто нет таких полномочий. Контрольный орган даже не вправе объяснить, как правильно действовать в той или иной ситуации. Основной задачей должна стать помощь в соблюдении существующих правил, а не поиск нарушений.

 

Мы хотим, чтобы у нас появились дополнительные возможности взаимодействия контролеров и бизнеса, основанные на доверии. Например, возможность провести самообследование и получить рекомендации по корректировке своей работы. Или использовать системы рейтингования. У нас есть, например, TripAdvisor, который показывает тех, кому доверяют, организации, где высокое качество оказания услуг. Мы считаем, что можно подумать, как и контролерам применить аналогичные механизмы, предлагаем использовать знания и опыт потребителей для выстраивания таких же рейтингов и оценки рисков.

Визит без предупреждения

-- Какие конкретные новшества предусматривает новая версия законопроекта по проведению контрольных мероприятий? Что именно изменится для надзорных органов и бизнеса?

 

-- Вводится целый ряд новых, необременительных как для контролера, так и для предпринимателя контрольных мероприятий. Фактически мы уходим от доминирования проверок к применению других форм контроля. Например, инспекционный визит. Инспектор может приехать на объект и, пройдя по помещениям, сделать вывод, что обязательные требования, например противопожарной безопасности, выполняются, запасные выходы открываются.

 

Мероприятие должно проводиться в течение одного дня, нельзя будет истребовать никаких документов. В законопроекте предполагаются как плановые такие визиты, так и внеплановые. Если сейчас можно внести в график контролеров только проверки, то после вступления документа в силу можно будет включить еще и инспекционный визит.

 

Разница в том, что такой визит может проводиться без предупреждения подконтрольного лица. Это очень важно, потому что иногда нужно прийти и провести проверку не когда тебя ждут и все подготовили к твоему приходу, а внезапно.

 

Можно ставить в известность предпринимателей о том, сколько раз в год будет совершен инспекционный визит, но не говорить, когда конкретно контролер придет. При этом у поднадзорного лица не будет серьезных затрат на прием инспектора: надо просто пустить и показать, ничего больше. Такая проверка будет происходить в течение дня, не ночью. Пришел, проверил и ушел.

ШТРАФЫ ТОЛЬКО ЗА КОНКРЕТНЫЕ НАРУШЕНИЯ

-- Законопроект меняет систему штрафов и наказаний за нарушения?

 

-- Наказания регулируются Кодексом об административных правонарушениях. Сейчас есть уникальная возможность совпадения работы над новым законом о госконтроле и подготовки концепции нового КоАПа.

 

Мы считаем, что в новом КоАПе нужно отказаться от статей с широким кругом требований, за нарушение которых могут быть наложены штрафные санкции. Сейчас в кодексе часто встречается: «Нарушение обязательных требований, связанных с...» -- и дальше указание на широкую сферу. От такого регулирования надо уходить. Если речь идет о несоблюдении конкретных требований, очень четко их указывать, писать, какие нарушения должны привести к ответственности.

 

Также мы считаем, что новые формы контроля могут проводиться без согласования с прокуратурой. Если сработал индикатор риска, ситуация выходит за пределы штатной, то без согласования с прокуратурой можно проводить все, кроме рейда и проверки.

 

Если в рамках такого мероприятия будет установлено нарушение, которое потребует серьезного вмешательства, то проверка, в свою очередь, будет проходить только с согласования прокуратуры.

 

-- Раньше озвучивалась идея не проводить проверки, а вместо этого установить видеокамеры на производствах. Это будет отражено в новом законодательстве?

 

-- Да. Предусматривается специальный режим за счет использования информационных технологий - датчиков, камер - в отношении соблюдения отдельных обязательных требований. Установил датчики - и после этого контрольные мероприятия по соответствующим требованиям не проводятся.

ИЗБЫТОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ - ТЫСЯЧАМИ

-- Помимо законопроекта о госконтроле также готовится еще один - о «регуляторной гильотине». Можете подробнее о нем рассказать, а также пояснить, в чем разница между этими двумя документами?

 

-- Если первый законопроект регулирует процедуры осуществления контрольно-надзорной деятельности и много внимания уделяет профилактике, то второй будет регулировать процедуры установления обязательных требований и проведение работы по их сокращению.

 

Документ ответит на вопросы, что такое обязательные требования, на основании каких принципов они должны устанавливаться, каков их жизненный цикл, по каким основаниям они должны пересматриваться.

 

Пока могу сказать о нашей позиции: не должно быть избыточных требований в нормативных правовых актах (НПА) и вообще не должно быть обязательных требований, которые закреплены вне рамок НПА.

 

-- Есть оценка ущерба для предпринимателей и экономики в целом от избыточных обязательных требований?

 

-- По нашим оценкам, больше 9 тысяч нормативно-правовых актов содержат обязательные требования. При  этом, сколько требований содержится в этих НПА, посчитать невозможно.

 

Если говорить о конкретных издержках, в рамках оценки регулирующего воздействия (ОРВ) в 2018 году мы выявили в проектах новых документов обязательные требования, выполнение которых могло бы обойтись в 150 млрд рублей только для бизнеса. Учитывая эту цифру и количество лет, когда ОРВ не было, можно получить примерное понимание, сколько избыточных издержек получил бизнес.

 

Какие-то обязательные требования точно останутся, но они должны быть обоснованы, должно быть понятно, какой риск наступает за их несоблюдением.

 

-- Есть ли уже первые итоги работы риск-ориентированного подхода?

 

-- Он оказался успешным. Проверочные мероприятия теперь концентрируются на объектах высокого риска. Уже 32 вида контрольно-надзорной деятельности переведены на риск-ориентированный подход.

 

Однако главной проблемой остается то, что под риск-ориентированным подходом мы пока в основном понимаем разбиение подконтрольных объектов на категории риска и дифференциацию количества плановых проверок.

 

У нас уже есть два органа федеральной исполнительной власти, которые используют риск-ориентированный подход для проведения внеплановых мероприятий. В чем разница? Это уже не просто разбиение на категории риска, а их отслеживание на основании данных в режиме реального времени каких-то показателей - индикаторов риска. Если они изменяются, то появляется основание выходить с внеплановой проверкой на эти объекты.

НАДЗОРНЫЕ КАНИКУЛЫ – ПО ВОЗНИКАЮЩИМ РИСКАМ

-- Не планируется отдельных надзорных каникул для бизнеса по соблюдению обязательных требований по аналогии с мораторием на проверки, который действует для малых и средних предприятий?

 

-- Мы считаем, что надзорные каникулы должны быть не по признаку, малый бизнес или крупный, а по рискам, которые возникают на предприятии.

 

С обязательными требованиями та же самая история. Если в случае нарушения такого требования никакого ущерба причинено не будет, это не должно быть обязательным требованием и не должно проверяться контролерами.

 

Работа над «гильотиной» на это и настроена, но она предполагает отмену таких требований, а мораторий означал бы, что они остаются, просто не подлежат проверке.

 

-- Надзорные каникулы могут исчезнуть как понятие?

 

-- Со временем так оно и будет. Мы исходим из того, что на смену надзорным каникулам должен прийти риск-ориентированный подход.

 

-- Сколько проверок бизнеса было проведено в прошлом году, и как изменилась эта цифра по сравнению с 2017-м?

 

-- В 2018 году количество проверок сократилось на 8,4% - до 1,65 млн. Сумма штрафов возросла. В 2018 году было 36 млрд, а в 2017-м - 30 млрд.

 

Но ведомства не должны гнаться за собираемостью штрафов. Наша позиция, которую мы предлагаем прописать в законопроекте о госконтроле, состоит в том, что эффективность работы контролеров не должна зависеть от этого показателя. Такая оценка должна проводиться только на основании снижения ущерба, который причинен в охраняемой сфере. Меньше погибло людей, меньше вреда имуществу - контролер работает хорошо.

 

-- У Минэкономразвития была инициатива отменить штрафы для крупного бизнеса за нарушения, которые совершены предприятием впервые. На какой стадии проработки этот вопрос?

 

-- Эта инициатива претерпела преобразование. Сейчас мы предлагаем дифференцировать круг лиц, в отношении которых могут применяться различные составы административных правонарушений. Для кого-то 200 тыс. рублей -- катастрофически огромный штраф, а для кого-то копейки.

 

Мы считаем, что наказание за каждое нарушение должно влиять на провинившегося. Если это нарушение не влечет серьезных рисков, штрафы должны быть минимальны. Если это наказание связано с высокими рисками, оно должно быть болезненным для нарушителя.

 

Критерии определения размера штрафа могут быть разными, но это точно должна быть умная система.

 


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (109) Сентябрь - Октябрь 2019 года


  • Число просмотров: 55

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Фонд микрокредитования Иркутской области

Российский Экспортный Центр

Тимбермаш-Байкал

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть