Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 11 ноября
Недвижимость
ЧТО БУДЕТ С КВАДРАТАМИ
Опыт бизнеса
ОБЕ СТОРОНЫ ХОСТЕЛА

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

Новые правила

МАРКИРОВКА ТОВАРОВ

ЧЕМ ГРОЗИТ ПОТРЕБИТЕЛЮ?

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 18 ноября
Онлайн-кассы
МАЛЫЙ БИЗНЕС ПЕРЕХОДИТ НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ККТ
Закон о самозанятых
БИЗНЕС ПРОТИВ ОГРАНИЧЕНИЙ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Типография Иркут

Сэйв

DI клиника

Yamaguchi

Студия мебели Шабуров

Цвельф центр флористики

Клуб деловых женщин

АльтСтройКом

Выставка подарки

House-mafia

Архив журнала «Капиталист»

Направление

ГРУЗИЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ ОБХОДНЫМИ ПУТЯМИ

Грузия всегда была одним из самых гостеприимных и очень подходящих для небольшого приятного путешествия мест – и в советское время, и сейчас. Однако добраться до этой закавказской страны с прошедшего лета стало несколько затруднительно – с июля временно отменено прямое авиасообщение. И вот в это время туч, вновь сгустившихся на политическом небосклоне наших стран, иркутянка Наталья Розова отправилась в эту страну винограда, света и гор. Чтобы узнать, так ли опасно для россиянам находиться в Грузии? Хотя нет, эта цель – далеко не главная, но – далее Наталья рассказывает сама.

Самостоятельно спланировать и осуществить сложное путешествие, посетив за одну поездку три страны. Вдоволь наплаваться в теплом море в Батуми в момент, когда температура воздуха сравняется с температурой воды. Прокатиться по легендарной узкоколейной железной дороге Боржоми – Бакуриани. Побывать в столицах Армении и Грузии. Таким был мой план на две недели в сентябре.

Разрабатывая сложную многоходовку

Мне посоветовали прибыть в Грузию через столицу Армении, причем лететь в Ереван через Новосибирск. И тем же путем возвращаться. В целом нитка маршрута выглядела так: Иркутск – Новосибирск – Ереван – Батуми – Квариати – Хопа (Турция) – Тбилиси – Боржоми – Бакуриани – Тбилиси – Ереван – Новосибирск – Иркутск.  Во время пребывания в каждом из этих пунктов требовалось продумать ночевки и состыковки транспорта. Все билеты приобретались заблаговременно и поэтапно.

 

Первым делом было важно заполучить билет из Еревана в Батуми на сайте Южно-Кавказской железной дороги – если бы мне это удалось, я села бы на поезд на Батуми в день прилета в Ереван и уже на следующий день оказалась бы на море, сэкономив тем самым целый день. Но сайт ЮКЖД оказался недружелюбным – по крайней мере, у меня ничего не получилось. К счастью, «Грузинские железные дороги» предоставили билет онлайн на скоростную электричку Stadler Тбилиси – Батуми, которая идет пять часов.

 

1 сентября я отправилась из Иркутска поездом в Новосибирск и, переночевав там у родственников, вылетела в Ереван. В ереванском аэропорту мне предоставили возможность пребывания в стране по российскому или заграничному паспорту, и я предпочла второй вариант. Но, как оказалось, отметка в загранпаспорте о посещении Армении в дальнейшем может стать для меня препятствием для поездки в Азербайджан.

Хостелы и ночлежки

Стоит ли говорить, какое воодушевление испытываешь, прилетев в другую страну? Здесь было тепло. Неужели мне удалось схватить уходящее лето за хвост? Не сразу легко переключиться на иностранную валюту: тысяча российских рублей – это семь тысяч армянских драм. И я отправилась искать заранее забронированный хостел.

 

Оказалось, что забронированный на booking.com хостел в Ереване был, мягко говоря, неприемлемым. Меня встретил администратор с внешностью индуса, и шокированной Mrs Rozova была показана ее «комната с отдельной кроватью» без окон, рядом с которой на нарах спали очень смуглые люди, витал специфический запах.  На минуту почудилось, что нахожусь в переполненном вагоне индийского поезда или в трюме корабля с мигрантами.

 

Стремительно покинув этот хостел, я настрочила гневный отзыв на соответствующий сайт, назвав предложенное мне жилье «богомерзкой ночлежкой». И зашла в расположенный рядом салон итальянской сантехники. Работающий в нем молодой человек по имени Георгий тут же помог найти новое место размещения.

 

В новом хостеле я познакомилась с менеджером и по совместительству экскурсоводом – девушкой по имени Кнарик. Вечером мы отправились на прогулку по Еревану. Весь следующий день я также бродила по городу – площадь Республики, здание Оперного театра, Северный проспект, музейный комплекс Каскад. Наверное, следовало взять экскурсию в Гюмри, Музей Дзитохцян, Церковь Мармашен или храм Гарни.

ДО ТБИЛИСИ ПЯТЬ ЧАСОВ

Вечером я отправилась на маршрутке в Тбилиси. Билет на нее и хостел в столице Грузии были забронированы заранее, и я искренне надеялась, что не нарвусь на какую-либо очередную ночлежку.

 

Далее без особых проблем пересекли армяно-грузинскую границу, где нас предупредили, что фотографировать нельзя. К ночи были уже в Тбилиси – между столицами этих стран всего пять часов пути.

 

Ночной Тбилиси невероятно красив. Сразу чувствуешь обаяние города европейского уровня – подсвеченные иллюминацией фонтаны и памятники, площади и проспекты, выложенные брусчаткой, витиеватые решетки на окнах и потрясающей красоты двери Старого Тбилиси.

 

Хостел располагался в центральной части города в старинном здании бывшей гимназии с пятиметровыми потолками и обнажившейся местами старой каменной кладкой. Интересно, что я так и не увиделась лично с владельцем или менеджером – мне прислали код сейфа с ключами, а деньги я оставила в номере – все на доверии. До этого я поменяла небольшую сумму из расчета 1 лари – 23 рубля.

 

Ранним утром я вызвала яндекс-такси и села в электричку Stadler. Вокзал в Тбилиси современный, удобный и максимально понятный. Впервые ехала на втором этаже поезда. Через пять часов прибыли в Батуми, и меня встретила знакомая по «Фейсбуку», которая согласилась помочь. Она отвезла меня в поселок Махинджаури и разместила в довольно дорогом и комфортабельном гостевом доме.

МОРСКАЯ ВОДА – НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ОПЫТ

Это было явное отклонение от плана, ведь мне рекомендовали поселок Квариати. Но я рада, что все получилось именно так, поскольку нужно было хорошо отдохнуть и получить полное удовольствие от моря. Я жила в комфортабельном номере за 40 лари в сутки у доброжелательных людей.

 

Было пасмурно, я деловито отправилась на почти безлюдное, несмотря на бархатный сезон, побережье. Впервые плавала в море – и это было потрясением.  Когда понимаешь: до этого момента что-то очень важное в жизни проходило мимо тебя, а ты об этом не знала и не мечтала. Можно искренне любить суровую красоту Байкала, но купаться в теплой соленой морской воде –  необыкновенный экзистенциальный опыт.

 

А далее было бы непростительным, находясь в непосредственной близости от Турции, не пересечь границу. Когда я узнала, что мои знакомые направляются туда за лекарствами и по хозяйственным нуждам, немедленно присоединилась к ним. С их пластиковыми картами местных жителей мы без труда прошли паспортный контроль и оказались в Османской империи. Снова пришлось соотносить местную, турецкую валюту, пересчитывая ее на лиры и рубли.

 

За короткое время постичь колорит еще одной страны, конечно, было невозможно, но я обогатилась ощущением, когда вокруг все говорят на чужом тебе языке, а надписи похожи на орнамент. В общем, это было полезно.

 

Пять дней в Махинджаури, наполненных купанием в море, прогулками по улочкам Старого Батуми и экскурсиями в горную Аджарию, пролетели стремительно. Впереди меня ждала легендарная узкоколейка. И я снова вернулась в Тбилиси.

УЗКОКОЛЕЙКА КНЯЗЯ РОМАНОВА

Бледное пасмурное утро встретило в пригородной электричке Тбилиси – Боржоми с такими же сонными, как и я, пассажирами. Сквозь мутное окно медленно открывались горы, речки, проселочные дороги, овраги, старые водонапорки, заросли малины с крупными ягодами, поселки, ЛЭП, сады и виноградники. Я впала в медитативное состояние и просто смотрела, смотрела, постепенно наполняясь энергией и воодушевлением.

 

В этой неспешно идущей электричке, трясущейся, громыхающей, свистящей и сипящей я разглядывала лица пассажиров, которые казались очень красивыми и породистыми –  с их морщинами, безнадежностью и усталостью…

 

Дорога была наполнена звуками, запахами, картинами за окном, необыкновенностью момента. Мягкие заросли вдоль железнодорожного полотна, дома и участки, здания вокзалов на маленьких станциях. Электронные табло на фоне грузинского ампира, разрушенные временем и невосстановленные вокзальчики. Запущенные дворы, где сушится разноцветное белье, цветут розы и свисает спелыми гроздьями виноград, старые женщины в этих дворах, собаки с печальным человеческим взглядом – все это хотелось запомнить предельно точно. А в окна стучались яблоки на ветвях. И впереди – узкоколейка.

 

Мы прибыли на станцию в Боржоми – Черная речка. Здешней узкоколейной железной дороге - уникальному туристическому объекту, который осуществляет сообщение между двумя минеральными курортами Боржоми и Бакуриани – более ста лет. Она была построена по заказу князя Михаила Романова, обосновавшему целесообразность ее строительства некими военно-стратегическими целями. Но всем было понятно, что это просто любимое детище князя в красивейших местах.

 

Серпантином узкоколейка длиной 38 км за два с половиной часа поднимает на высоту в 1000 метров до Бакуриани. Туристов доставляет электровоз чехословацкого производства, в вагонах 32 места. Этот симпатичный, похожий на игрушечный, поезд называют «Кукушка» – наверное, из-за двойного свистка, который может подать любой желающий в кабине машиниста. Поезд – не только туристический аттракцион, но и полноценное транспортное средство – помимо туристов в него садятся и местные жители, которым надо добраться до близлежащих поселений.

 

Сначала наш путь пролегал по равнине, но чуть подальше открылись умопомрачительной красоты виды на лесные массивы, горные вершины и реки с чистой водой. Кондуктор предупредил, что состав приближается к знаменитому мосту, спроектированному Гюставом Эйфелем. Поезд несколько раз останавливался, мы выходили на площадки открытых тамбуров и делали снимки.

 

Одним словом, это великолепный туристический объект, который наводит на мысль о перспективах создания чего-нибудь подобного и в наших местах.

 

В Тбилиси вернулась также электричкой. В этот день я поняла, что из окна поезда можно увидеть и понять гораздо больше, чем путешествуя автомобилем.

В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ

Следующий день я провела в Тбилиси и Мцхете, побывала в метро и к вечеру прибыла в Ереван и расположилась в уже знакомом мне хостеле в бывшей гимназии.

 

Оставалось несколько часов до вылета из Еревана, когда я забрела на блошиный рынок Вернисаж. Здесь меня накрыло по полной программе. В предметах местных промыслов сплавилось столько солнца, радости и тепла, что женскому сердцу устоять было невозможно.

 

Расписные керамические тарелки, яркие тканевые куклы, турки для варки кофе, утонченные серебряные и позолоченные браслеты и массивные этнические ожерелья, бирюза, глазурь, обсидиан, выставка картин. Но меня добили ноты – советские издания, которые невозможно купить в Иркутске.

 

Буквально через час, в аэропорту, оказалось, что ручная кладь превышает допустимый вес на три с половиной килограмма. Но я не могла оставить подарки, приобретенные в трех странах, которые посетила за несколько дней. И поэтому в аэропорту была оставлена вся неновая одежда и фундук, который я подарила человеку, пакующему багаж. С легким сердцем я направилась на посадку…

 

Совершенно невозможно составить представление о какой бы то ни было стране за столь короткое время. И значит, я еще вернусь… К то же во время планирования моего сложносочиненного маршрута было допущено несколько серьезных ошибок.

 

Они, прежде всего, в том, что график пребывания нужно составлять до мелочей, не полагаясь на импровизацию. Либо обладать полной информацией по основным вопросам путешествия. Главные мои враги – рассеянность и головотяпство – в этой поездке вели себя прилично. А других не было.

 

За все время пребывания в странах со «сложной международной обстановкой» меня не только не обидели и не задели, но и неоднократно предлагали помощь и крупно выручали. И местные жители меня не оставляли до тех пор, пока не убеждались в том, что мне есть, где переночевать и что поесть. Мне через других людей возвращали забытые в номерах зарядники для телефона и сдачу, когда я неправильно считала местную валюту. Я купалась в лучах доброжелательности и гостеприимства. И, к сожалению, в этом смысле возвращение на родину стало отрезвляющим.

Советов по планированию

Если вам так же, как и мне, не удастся приобрести билеты на сайте Южно-Кавказской железной дороги, обратитесь с просьбой взять билет к своим знакомым в Армении или друзьям по соцсетям. Стоимость билета за сорок дней до отправления поезда (а раньше билет не приобрести) составляет 10600 драм, это чуть больше 1400 рублей.

 

Скачайте заблаговременно приложение maps.me, которое позволит ориентироваться в незнакомом месте без интернета.

 

Поговорите с представителями сотового оператора по вопросам роуминга в путешествии. Несмотря на то, что я использовала только вай-фай, сразу по прилету в Россию меня без предупреждения перевели на дорогостоящий тариф. В Новосибирске я осталась без интернета и не смогла вызвать такси.

 

Продумайте, что для вас предпочтительней – провести много времени в транспорте, но побывать в разных местах, или знакомиться с культурой страны, проживая несколько дней в Тбилиси и Ереване и совершая ежедневные экскурсии в красивейшие древние монастыри и храмы.

 

Будьте доброжелательны в гостях – и ответом будет такое же к вам отношение.

Наталья Розова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (110) Ноябрь - Декабрь 2019 года


  • Число просмотров: 18

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Резиденция XV

Фонд микрокредитования Иркутской области

Российский Экспортный Центр

Тимбермаш-Байкал

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть