Архив журнала «Капиталист»
Торговая марка
Бренды Приангарья
Объединяют предпринимателей и продвигают за рубеж
«Продукты Приангарья» -- недавно созданная региональная торговая марка и сеть продуктовых магазинов, также постепенно развивающая свое присутствие в населенных пунктах Иркутской области. Сейчас уже более пятидесяти предприятий получили право наносить региональный бренд на свою продукцию. Кто получает такое право и какие преимущества оно дает?
Конечно, это мечта и цель любого производителя – чтобы потребители выделяли его компанию из десятков других, а узнаваемость собственного бренда была на высоте. Другое дело, что небольшим компаниям весьма непросто создать свою торговую марку, продвинуть ее и с ней закрепиться на рынке. Даже если их продукция и обладает достойным качеством.
С этой целью – помочь местным производителям освоить рынок Иркутской области и даже выйти за его пределы – по инициативе министерства сельского хозяйства региона и была задумана единая торговая марка, гарантирующая потребителю высокое качество продукции. Кроме того, решено было создать и региональную торговую сеть, где бы реализовывались товары местных производителей.
Товарный знак «Продукты Приангарья» разработали в конце 2013 года. В качестве визуальной основы в нем использована кедровая шишка. Как пояснили авторы, шишка – это узнаваемый и свойственный Иркутской области природный таежный дар – символ полезности, натуральности, природности и лечебных свойств, а также – образ плодородия, щедрости, мощи и стабильности. В 2015 году этот знак зарегистрировали в Роспатенте.
На сегодня правом использования знака обладают 53 предприятия агропромышленного комплекса Иркутской области, как крупные и известные агрохолдинги, так и небольшие фермерские хозяйства и ИП. Для малого бизнеса это особо полезно: торговый знак дает им возможность продвигать свою продукцию на потребительский рынок, не имея собственной торговой марки.
Присваивается товарный знак на основании решения специально созданной в минсельхозе региона межведомственной комиссии. Претендентам на товарный знак предъявляется ряд требований: продукция должна производиться только из местного, отечественного или сырья из стран Таможенного союза, обязательно соблюдение техрегламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» и отсутствие претензий к качеству продукции со стороны контролирующих органов. За эти годы решение об отказе в праве использования знака в связи с несоответствием предъявляемым требованиям выносилось лишь дважды.
Торговая сеть под местным брендом
Одна из проблем, которая сдерживает развитие местных производителей, -- проблемы со сбытом, отсутствие необходимого числа доступных розничных точек. Крупные предприятия, конечно, пошли по пути создания собственных розничных сетей. Однако не у всех небольших компаний есть возможность открыть фирменный магазин - содержание собственной розничной сети требует дополнительных расходов. Кроме того, предпринимателям их районов совсем непросто пробиться на полки федеральных торговых сетей…
Осуществление второй части проекта – создание региональной торговой сети под единым брендом – началось лишь в прошлом году в пилотном режиме. Первый в Иркутской области магазин торговой сети продукции местных производителей «Продукты Приангарья» открылся в Зиме в мае 2019 года.
-- Основная наша задача -- дать жителям региона возможность приобретать качественную, свежую продукцию, произведенную на территории Иркутской области, практически напрямую от производителей -- с минимальной торговой надбавкой. Поэтому по поручению губернатора Иркутской области Сергея Левченко министерство сельского хозяйства региона совместно с Агентством инвестиционного развития разработали концепцию сети торговых точек различного формата. Инициативу поддержали и местные товаропроизводители. Имея постоянный канал сбыта, они готовы наращивать объемы производства и расширять ассортимент, -- отметил на открытии магазина замминистра сельского хозяйства региона Вячеслав Козин.
Кстати, при создании торговых объектов сети «Продукты Приангарья», помимо требований к качеству продаваемой продукции и соответствию помещения всем санитарно-эпидемиологическим нормам, учитываются и удобство расположения и доступа для маломобильных граждан, наличие парковки, время работы, позволяющее пользоваться услугами магазинов людям с разным рабочим графиком. Ассортимент магазина должен не менее чем на 70% состоять из продукции, произведенной на территории Иркутской области, а торговая наценка на отдельные виды товаров не должна превышать 15%.
Первый магазин и второй
Первую торговую точку сети открыли на базе предприятия-обладателя регионального торгового знака, которое выпускает мясную продукцию под брендом «Зиминские колбасы». Под крышей этого магазина сосредоточили продукты разных производителей, также использующих региональную торговую марку, -- «Белореченское», «Ангария» и т.п. Как сообщил директор предприятия Иван Холод, в магазине будет представлена продукция товаропроизводителей со всей области.
Ставший первым, зиминский предприниматель Иван Холод рассказал, что открыть магазин в своем городе он планировал давно, а когда узнал о поручении правительства о создании в области сети магазинов, сразу решил, что нужно действовать. На что минсельхоз ответил согласием. Так появился первый магазин с изображением кедровой шишки. Продукция, которая представлена там, прошла конкурсный отбор и строгий контроль соответствия всем требованиям законодательства в области пищевого производства.
-- Самое главное: каждый месяц на некоторые продукты мы устанавливаем цены ниже рыночных, так называемая социальная цена, -- объяснил Иван Холод. – Например, сегодня это хлеб и молоко, завтра это колбаса или мясо и.т.д. Изначально покупатели не особо понимали, в чем плюсы торговой сети «Продукты Приангарья», но сейчас товарный знак уже снискал популярность у жителей и стал символом качества и безопасности.
А в декабре 2019 года в рамках региональной сети открылась вторая торговая точка – в одном из иркутских супермаркетов «Слата». Ею стал фирменный отдел рыбной продукции ангарского предприятия Ольги Шарпинской, которое получило право использования товарного знака «Продукты Приангарья» в феврале 2018 года. Работа в данном направлении будет продолжена. Новые точки сбыта торговой сети планируются к открытию и в других городах региона.
«Милаша» имеет крепкий аргумент
В получасе езды от Иркутска, в поселке Грановщина, находится семейная ферма «Милаша», специализирующаяся на производстве сыров из козьего молока. Ферму несколько лет назад создала Оксана Перфильева, много лет проработавшая на руководящих должностях в пищевой промышленности. А однажды она съездила на обучающие курсы во Францию, увидела, как готовят сыры, и решила самостоятельно заняться сыроварением. Чуть позже к ней присоединился ее сын, Никита Россов, который буквально загорелся этим делом.
Сейчас на ферме живет 30 коз. Сыры там готовят из козьего и коровьего молока, в том числе редкие. Например, «Белпер Кнолле» -- выдержанный сыр из козьего молока с чесноком и черным перцем. А недавно на ферму поступила новая сыроварня на 350 литров, что позволит многократно увеличить объемы производимого сыра.
В ноябре прошлого года Никита Россов подал заявку на получение товарного знака «Продукты Приангарья». Как он рассказал, жизнь в сельской местности имеет много плюсов. Народ здесь дружный, все общаются друг с другом, перенимают опыт. Также тесно взаимодействуют и с администрацией, которая во многом идет жителям навстречу. Именно благодаря такому общению Никита узнал, что минсельхоз разработал и запатентовал товарный знак.
-- После того, как мы подали заявку на этот бренд, нас проверяли опытные дегустаторы, специалисты сельскохозяйственной отрасли. Они убедились, что продукция действительно натуральная. Комиссия провела для нас некий экзамен, чтобы убедиться, что мы сами производим эту продукцию, действительно разбираемся в производстве. И по итогу мы получили этот знак качества, -- поделился Никита Россов.
Сам молодой фермер считает, что такой бренд положительно влияет на репутацию предприятия.
-- Для нас этот знак – очень крепкий аргумент, допустим, в разговоре с клиентами, когда они приобретают наш сыр. Потому что если ты просто скажешь покупателю, что у тебя натуральная продукция, то получишь скептический ответ: «Да все так говорят, у всех все натуральное». А когда твои слова подкреплены вполне конкретным знаком качества, в глазах клиента ты сразу вызываешь гораздо больше доверия. И мы рады, что это доверие оправдано. Мы действительно производим натуральное и можем так говорить, -- подчеркнул Никита.
Заниматься делом на родной земле
Год назад фермер съездил в Берлин, где изучал, какие продукты там пользуются спросом, что производят больше, что вообще едят в Европе. Привез домой несколько образцов, и сейчас ферма «Милаша» прорабатывает рецептуру по европейским технологиям.
А еще «Милаша» агитирует не просто за натуральное производство, но за производство с бережным отношением к животным. Нынче работники фермы осуществили свою мечту: каждое воскресенье совершенно бесплатно на ферме проводят экскурсии для детей и их родителей. На них, кроме технологии приготовления сыров, людям рассказывают о том, что важно не просто содержать коз в загонах, но и о тома, чтобы они питались и паслись качественно, находясь в хороших условиях.
Сейчас в планах «Милаши» реализовать социальный проект -- с апреля по июнь возить на экскурсию по ферме школьников.
-- Мы будем рассказывать учащимся, что действительно на своей родной земле можно заниматься бизнесом. Это перспективно. Не обязательно уезжать из деревни. Этому нас как раз научили коллеги из Европы. Там это развито, там бизнес социально ответственный. То есть там все понимают, что государство не всегда может решать какие-то задачи за людей. И люди берут их решение в свои руки. Если какая-то проблема не решается, решают сами. В данном случае этим социальным проектом мы будем агитировать молодежь Хомутово, Грановщины и других близлежащих деревень оставаться и работать в своих селах. Чтобы ребята понимали, что есть куда расти, и не уезжая из дома, -- поделился своими планами Никита Россов.
Зеленую шишку – в соседние регионы
Помимо того, что региональный бренд «Продукты Приангарья» постепенно становится узнаваемым и повышает доверие потребителей к продукции, его обладатели имеют возможность участвовать с минимальными финансовыми затратами в выставочных и имиджевых мероприятиях, проводимых минсельхозом Иркутской области.
На последней ежегодной «Сибпродовольствие» министр сельского хозяйства Иркутской области Илья Сумароков подчеркнул, что для производителей и поставщиков продуктов питания участие в выставках – эффективный маркетинговый инструмент для продвижения и укрепления своих позиций на продуктовом рынке, а для гостей – возможность познакомиться с продукцией местных производителей.
Кроме того, под единым региональным брендом товары, отмеченные знаком с зеленой шишкой, будут презентоваться в соседних регионах страны.
Но регион успешно экспортирует производимую пищевую продукцию и за границу. На экспорт отгружается масложировая продукция, бутилированная питьевая и минеральная воды, кондитерские изделия, мороженое, зерно, соевая мука, масло семян рапса, продукция из дикорастущего сырья, рыбная продукция и другие товары. В последние пять лет основными партнерами Приангарья являются Монголия, Казахстан, Китай. Продукция также поставляется в Беларусь, Корею, Японию, Таиланд и другие страны.
По информации из минсельхоза, отрасль постоянно наращивает экспортный потенциал. В 2019 году агропромышленный комплекс Приангарья экспортировал сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары на $26,3 млн, что на 25% выше показателя 2018 года.
Baikal Natural -- на экспорт
Специально для предприятий региона, ориентированных на экспорт, осенью прошлого года по поручению губернатора Сергея Левченко региональным министерством сельского хозяйства совместно с экспертами Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири разработан международный товарный знак производителей продовольственных товаров Иркутской области Baikal Natural.
Как пояснил эксперт ТПП Восточной Сибири Валерий Хорохордин, в основе регионального бренда лежит уникальный образ Байкала, символизирующий природную чистоту. Лепестки цветка, по очертанию напоминающие Байкал, складываются в бутон, а количество лепестков соотносится с числом отраслей агропромышленного комплекса Иркутской области. Наличие товарного знака Baikal Natural подтверждает, что в производстве продукции используются только экологичные и безопасные для здоровья человека технологии, а производитель гарантирует ее высокое качество при выходе на внешние рынки.
Международный торговый знак был впервые представлен в ноябре 2019 года в Пекине на Китайской международной выставке пищевых продуктов, напитков и здорового питания INIE 2019. Под этим знаком свою продукцию в китайской столице представили десять предприятий пищевой перерабатывающей промышленности Иркутской области: «Белореченское», «Янта», «Каравай», Иркутский хлебозавод, Тулунское хлебоприемное предприятие, СПК ХПП «Заларинский», «Зиминские колбасы», ИП Шарпинская, «Травы Байкала», «Байкал-Инком».
Всего таких продовольственных компаний, ориентированных на экспорт, в регионе более тридцати. И это – только начало, ведь регион наращивает объемы экспорта ежегодно. К тому же в 2019 году Иркутская область вошла в национальный проект «Международная кооперация и экспорт». В регионе разработан региональный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса», который является составной частью одноименного федерального проекта. В рамках реализации проекта предусмотрены меры государственной поддержки, направленные на развитие материально-технической базы действующих предприятий и расширение каналов сбыта продукции агропромышленного комплекса.
- Число просмотров: 807