Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 1 декабря
Турбизнес
СМЕНА ПРИОРИТЕТОВ
Налоги
НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В 2021

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

Анализ ритейла

ПРОДАЖИ ОДЕЖДЫ УПАЛИ НА ЧЕТВЕРТЬ

СОСТОЯНИЕ FASHION-РЫНКА

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 28 сентября
Кадры
ЧЕМ ЦЕННЫ МЕНЕДЖЕРЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ
Вопрос-ответ
КАК СУПРУГАМ ПОДЕЛИТЬ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Криотек-Байкал

Иркутские Конвейерные Системы

Бизнес-недвижимость

Глазковская типография

Арес

Каравай

Мир посуды

Эксклюзив

Дезирс

Тракстоп

Архив журнала «Капиталист»

Направление

ПАМЯТНИК ДЛИНОЙ В 90 КИЛОМЕТРОВ

КБЖД и Порт Байкал – путешествие выходного дня

В этом сезоне в связи с особым режимом многие любители путешествий остались без своих поездок, причем, даже оплаченных. И поскольку далеко ехать не получается, «Капиталист» продолжает знакомить своих читателей с местными направлениями, укладывающимися в условия – недалеко, на выходные, но чтобы путешествие им и оставалось. А поэтому, знакомясь с замечательными уголками байкальского региона, было бы непростительной ошибкой не побывать на маршруте от Слюдянки до поселка Порт Байкал.

Это великолепная идея однодневного путешествия, как для гостей региона, так и для иркутян. Именно здесь можно получить исчерпывающее представление о самом грандиозном железнодорожном проекте России начала прошлого века, беспрецедентном по стоимости и не имеющем равных себе по красоте архитектурных и технических решений. Сохранившийся участок Кругобайкальской железной дороги – объект исторического и культурного наследия федерального значения.

Медленное движение и большая история

Итак, поехали. Если сесть на вокзале в Слюдянке, то через пять часов и через каменные арки старинных тоннелей окажешься на конечной станции этой ветки железной дороги – в небольшом тихом поселке Порт Байкал в истоке Ангары. Необычный поезд, состоящий из тепловоза и плацкартного вагона, ходит по этому маршруту, связывая отдаленные маленькие поселки в распадках с «большой землей». На нитку маршрута их нанизано не больше десяти, причем в самом крошечном живут всего два человека. Ночью поезд идет в обратный путь, доставляя местных жителей в Слюдянку к началу рабочего дня.

 

Эта ветка по побережью сейчас малодеятельна: кроме пригородного поезда четыре раза в неделю туда и обратно (за что в народе его прозвали «мотаней»), здесь ходит только туристический поезд РЖД с непомерно высоким ценником – для иностранных туристов это почти пять тысяч рублей, для россиян – чуть меньше. На «мотаню» сохраняется социальная цена в 157 рублей. 

 

Участок стал тупиковым ответвлением КБЖД и потерял свое значение после строительства Иркутской ГЭС в 1950-е. Железнодорожные пути, проходившие до этого по берегу Ангары, попали в зону затопления водохранилища. В 1956 году их разобрали. А новая железная дорога пролегла через Олхинское плато.

 

После Култука начинается заповедная территория. Удивительная дорога благодаря  изящным техническим решениям причудливо переплетена с горным ландшафтом. Здесь убеждаешься в том, что это настоящий памятник русской инженерной и архитектурной мысли, духу, стойкости и самоотверженности ее строителей. Инженерные сооружения здесь встречаются через каждые 400-500 метров – такого не увидеть ни на одной другой железной дороге мира. И ради этого сюда стоит ехать.

 

Маленький поезд движется со скоростью не больше 20 км/ч из-за угрозы камнепадов, как это случилось недавно – в середине сентября. Но на самом деле в этом медленном движении и есть самый главный плюс. Железнодорожные путешествия –  процесс медидативный, их надо любить сами по себе, когда удовольствие – в самом пути. В мире становится все больше людей, всем видам поездок предпочитающих путешествия поездами. Справа мы видим Байкал, а слева – отвесную стену скальников, и так будет на всем пути.

ГАЛЕРЕИ В СКАЛЕ

От Култука дорога делает резкий поворот вправо и теперь идет вдоль побережья. Мы проезжаем каменную галерею за Култуком, станцию Сосновская (по одноименному названию мыса) и останавливаемся в Ангасолке (149-й км) – небольшом уютном поселке с деревянными домиками. Он известен благодаря альплагерю, часовне Николая Чудотворца и дому-музею семьи Рерихов –  великий мыслитель, художник, ученый останавливался здесь со своей экспедицией.  

 

Смотреть в обе стороны удобно, сидя ближе к середине вагона. Плацкартный вагон новенький и чистый, проводница весьма предупредительна, так и хочется взять чаю, но чай здесь не подадут. Розетки имеются у каждого места, можно зарядить телефон. Под стук колес наполняешься энергией путешествия.

 

Начинается самый насыщенный инженерными и архитектурными объектами участок. Мы проезжаем по каменному арочному виадуку, жаль, что это красивейшее и мощное сооружение нельзя увидеть из окна поезда. Рядом с виадуком позднее был построен железобетонный мост.

 

В 50-метровой скале, отвесно обрывающейся в Байкал, на мысе прорубили три тоннеля и построили две галереи, одна из которых – железобетонная – уникальна для КБЖД. В пади находится заброшенная электростанция, построенная в 1935 году.  Мы попадаем в печально известный Хабартуйский тоннель, где в сороковые годы произошло крушение поездов, в котором погибли люди. Их призраки, утверждают местные, иногда здесь появляются. Темно, в тоннеле есть боковые проходы – видимо, эвакуационные выходы, чтобы люди могли спастись в случае пожара, не задохнувшись в дыму. Поезд грохочет, и ощущения необычны.

ПЕРЕВЕРНУТЫЙ МОСТ И ДРУГИЕ

На станции Шарыжалгай (139-й км) есть туристический комплекс, а чуть дальше расположен Центр деловых связей ВСЖД. Еще через десять километров, проехав сквозь шесть тоннелей, прибываем на станцию Шабартуй. Действующий путь проходит по бетонному мосту 1914 года, а слева – неиспользуемый в настоящее время мост 1904 года – единственный на КБЖД «перевернутый» дугообразный мост. До станции Маритуй (120-й км) мы проедем еще через десяток тоннелей и галерей.

 

Лучший способ увидеть Кругобайкалку – пройти по ней пешком. Недаром по тропе вдоль полотна идут туристические группы и встают лагерем на берегу. Но составить представление о маршруте, чтобы обязательно пройти по нему когда-нибудь потом, можно как раз проехав на «мотане».

 

Маленький поселок Баклань из нескольких домов, а за ним Киркерейский комплекс тоннелей с акведуком и Малая Шумихинская галерея со знаменитой Итальянской подпорной стенкой. Проект стены разрабатывал итальянец Феррари. Это наверное, самое потрясающее сооружение на КБЖД. Досадно, но посмотреть его из окна поезда тоже не получается. Зато въезжать в тоннели мы будем много раз.

САМЫЙ ДЛИННЫЙ ТОННЕЛЬ – 800 МЕТРОВ

 Мост через реку Половинная на 110-м км недалеко от станции Маритуй отмечает ровно половину пути. В Маритуе студенты биофака Иркутского госуниверситета ежегодно проходят летнюю практику. Поезд делает пятиминутную остановку, можно выйти и подышать чистым воздухом. После станции мы набираем ход и въезжаем в самый длинный на КБЖД 800-метровый тоннель. В книге Бориса Акунина «Алмазная колесница», действие которой происходит во время русско-японской войны, диверсант (сын Эраста Фандорина) должен был взорвать именно этот длинный тоннель. И самый короткий тоннель на КБЖД следует за ним. А дальше – крошечный поселок Шумиха на 102-м км – и вот в этом поселке живут всего два человека.

 

В Уланово, на 97-м км, поезд стоит несколько минут, населенного пункта как такового нет, лишь несколько домишек. И уже через час мы прибываем на конечную станцию, и собственно путешествие по КБЖД заканчивается.

 

Это направление, на мой взгляд, один самых волнующих, красивых и вдохновляющих туристических маршрутов Прибайкалья, который возможно осуществить за один выходной день. Его недостаток лишь в том, весь день придется провести в транспорте. Однако большое количество турбаз по пути – в поселках Ангасолка, Шарыжалгай, Маритуй, Половинная, Уланово и Порт Байкал – позволяет комбинировать пешую и транспортную части похода, растянув его на несколько дней. А потом ведь можно продолжить, перебравшись в Листвянку на пароме. Но об этом ниже.

 Центр местной цивилизации

Конечная станция Порт Байкал – очаровательное, романтичное, хотя и здорово заброшенное место со своей особенной эстетикой. Оно связано с историей ледовой переправы поездов по рельсам через Славное Море в начале XX века и с легендарными ледоколами «Байкал» и «Ангара». Здесь и сейчас в доках стоят корабли. А сейчас путешественник окунается в атмосферу оторванного от большого мира поселения, где история и современность сплавились воедино.

 

В истории поселка Байкал сошлись годы тяжелого труда по прокладке самой КБЖД и кровопролитные события Гражданской войны, трагедия ледокола «Байкал» и личный подвиг министра путей сообщений Хилкова, который первым повел состав по рельсам на льду, возведение Иркутской ГЭС и строительство БАМа, депрессия 1990-х и надежды на возрождение в наше время.

 

Оказавшись в поселке Байкал, мы первым делом направляемся на вокзал. Реконструированное по чертежам царских времен здание с дощатым помостом – центр местной цивилизации. Это же любимая площадка для игр местной детворы. На фасаде здания для общего колорита эпохи сохранили «Ъ» в названии станции – «Байкалъ». В здании находится музей КБЖД с макетами дороги и станции с переправой (у пристани стоит большой паром, сожженный в 1918 году, а в доке – ледокол «Ангара») и многочисленными фотографиями с пояснениями – в частности, о том, что переправа была необходима, пока строилась КБЖД.

 

Перевозку ж/д составов и других грузов через Байкал в этом месте осуществлял одноименный ледокол-паром. Это было самое большое судно на озере за всю его историю. Он мог перевозить 27 вагонов, грузы весом 800 тонн и 300 пассажиров.  Свой первый рейс он совершил в январе 1900 года. Его помощником стал ледокол «Ангара».

 

Кроме музея и зала ожидания, при вокзале есть гостиница и кафе-столовая, где очень неплохо кормят. Трижды в неделю к вокзалу подходит туристический поезд: комфортабельные вагоны тянет настоящий паровоз – дымящий, гудящий и приводящий в восторг туристов и детвору.

 

Рядом с вокзалом в тупике на берегу Байкала стоит паровоз с красной звездой на фронтоне. Это Л-4647 «Лебедянка» (по фамилии его конструктора Лебедянского) - один из самых массовых советских паровозов. Он спроектирован еще во время Великов Отечественной войны и активно эксплуатировался на магистралях страны с середины прошлого века. Официальное название паровоза «Победа».

За поворотом – тупик из прошлого

А рельсы между тем уходят за поворот и там заканчиваются тупиком. В распадке дома местных жителей и дачи. Сохранились и здания царских времен. Одно из них – из больших камней – отдано сейчас лесничеству. Постройка не в том виде, когда глаз туриста радуется, но выглядит колоритно – когда-нибудь у администрации дойдут руки привести ее в порядок. В поселке жили и творили известные деятели искусств, иркутские писатели и художники – на стенах домов можно увидеть картины местных мастеров. Например, здесь дача Валентина Распутина, которая сейчас принадлежит поэту Владимиру Скифу – его жена превратила вытянутый участок домовладения в пышный цветник.

 

Вернувшись из тупика к вокзалу, можно полюбоваться портом. Ржавые старые суда, придающие ему своеобразную эстетику заброшенности и наводящие на философские мысли, соседствуют здесь с современными белоснежными красавцами-лайнерами. В доке трудятся огромные краны, у причала много катеров и моторных лодок. Здесь же можно увидеть маленький ледокол «Минин», помогающий зимой парому прокладывать путь во льдах.

 

Недалеко от станции – завод по розливу байкальской  воды. В советское время здесь производили до 40 вагонов бутилированной воды в месяц. Сейчас из-за разного рода проблем предприятие работает с перебоями.

СТАРЫЙ МАЯК И КАМЕНЬ ЖЕЛАНИЙ

Гуляя по поселку вдоль побережья, можно увидеть библиотеку, Дом культуры, школу и детский садик. Если идти по рельсам дальше, дойдешь до красивого тоннеля. А возвращаясь по тропе вдоль путей в поселок, так и хочется подняться по крутой деревянной лестнице, чтобы насладиться панорамным видом с высокой точки. Лестница ведет к Храму Преображения Господня. В нижнем его пределе ведутся службы, а верхний – строится. Свежий запах древесины и резной алтарь производят сильное впечатление. Без сомнения, это один из красивейших храмов.

 

По тропинке, ведущей от храма, по вершине холма на мысе Баранчик можно выйти к старому маяку и дальше к камню желаний. Со склона открывается удивительно красивый вид на поселок и акваторию.  

  

Всего увиденного будет достаточно на этот день. Но путешествие можно продолжить, сев ближе к вечеру на паром до Листвянки. Стоимость переправы в одну сторону – 70 рублей. Если же вы по какой-то причине опоздали на последний борт в 17.45, можно обратиться к местным жителям. Они о проблеме оторванности от транспортного узла знают не понаслышке и отвезут вас на моторке за 200 рублей. А можно и заночевать в поселке, если располагаете временем, и отправиться в Листвянку утренним рейсом. Затем полтора часа по Байкальскому тракту до Иркутска. Но лучше не спешить в областной центр. Из Листвянки мы можем отправиться в поход по Большой Байкальской тропе в поселок Большие Коты. Но рассказ об этом еще впереди.

 

Наталья Розова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 4 (115) Декабрь 2020 - Январь 2021 2020 года


  • Число просмотров: 57

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

НЭП

Yamaguchi

Российский Экспортный Центр

DI клиника

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть