Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 7 ноября
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Стратегии

Бодрящие ситуации 2021 года

нужно слезть с печки, чтобы их использовать

Так называемые последствия-2020, тенденции мировой и российской экономики, на что сделать ставку, чтобы развиваться даже в условиях кризиса — об этом и многом другом шла речь на ежегодной бизнес-конференции по стратегическому планированию «Базовые стратегии». Уже полтора десятка лет Сергей Макшанов, один из ведущих в России специалистов по стратегическому управлению и планированию, приезжает в Иркутск и консультирует частные компании в разработке собственных стратегий. Фактически бизнесу дается основа для принятия решений и корректировки собственного курса. Организатор мероприятия -- «Байкальский центр тренинга».

-- Если у вашего бизнеса уже есть цель, готовая стратегия, идеи для развития бизнеса, то вы сможете оценить многое. Например, то, что ваша стратегия учитывает факторы рисков и делает ваш бизнес несокрушимым. Либо найти новые способы и направления для реализации ваших целей, проверить идеи до начала реальных вложений, детализировать план внедрения. Кроме того, найти креативные инструменты и аргументы для вовлечения сотрудников для реализации идей (например, обучение дополнительным функциям, цифровым навыкам), оценить конкурентные угрозы, определить точки роста для вашего бизнеса, увидеть неожиданные контрастные решения, -- Сергей Макшанов перечислил возможности бизнесов, деятельность которых планируется.

УМЕНИЕ ПРЕКЛЮЧАТЬСЯ

-- Сейчас на самом деле очень интересный период, состоящий из парадоксов, бодрящих ситуаций. Экстраординарная ситуация требует экстраординарных мер. Креативный подход необходим для того, чтобы действия предпринять прямо сейчас, чтобы получить шансы на рост, -- заметил Сергей Макшанов.

 

Как наиболее пострадавшие от кризиса и падения спроса отрасли, так и те, кого «задело частично по касательной», и кто «дышит» и остался востребованными осознали, что умение и возможность переключаться с одного направления на другое  -- залог успеха.

 

Компании разделились на три группы. Первая – те, без чьих товаров и услуг клиенты могут обходиться месяцами или отказаться вовсе, вторая группа – сохранившая спрос на некоторые товары и услуги, и третья  -- без чьих продуктов и услуг жить невозможно.

 

Но о будущем нужно думать, его нужно проектировать, в том числе, для своей компании. Попробуйте представить, какой будет ваша компания через 10-15 лет, куда вы хотите прийти? Заставьте себя несколько раз об этом подумать, все подробнее детализируя картинку. Теперь пришло время подумать об инструментах, которыми мы будем воплощать это видение, бороться с препятствиями на пути.

ЛИШЬ БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Планирование -- это не игра в угадывание, а гибкая программа действий, системный подход, новые предложения, которые работают и адаптированы в разных ситуациях. Смысл креативности — выходить за свои пределы.

 

Выделяют четыре наиболее типичных ситуации, когда необходимо принимать стратегические решения:

 

--  компания уперлась в потолок развития – хорошие позиции на родном рынке, но перспектив роста не видно;

 

--  нет нужных людей;

 

--  нет четкого отличия от конкурентов и своей ниши на рынке

 

--  отсутствие роста.

 

В реальности все эти ситуации тесно переплетаются. Так, нет команды – нет проекта. Люди – и самая главная задача, и самое главное решение. Базовые потребности никуда не денутся. Люди будут хотеть новинок, но по приемлемой цене. Поэтому основную часть спроса освоят те, кто будет постоянно давать новые предложения. Креативные технологии в системе управления правят балом.

 

Вообще, понятие «стратегическое планирование»  не очень близко российскому бизнесу. Компании предпочитают «бег на короткой дистанции», а не перспективу на 10-15 лет. Много компаний вообще не имеют никакой стратегии, работая по принципу «плыть по течению», живут чуть ли не одним днем. Мало кто имеет легитимно зафиксированную стратегию – порядка 10% от общего числа российских компаний. Конечно, это очень низкий процент.

 

-- Лично я вкладываю в понятие «стратегическое планирование» стратегию продукта, стратегию его продвижения к клиентам и потребителям и стратегию персонала. Это разные виды деятельности, а системообразующей является стратегия продукта.

РАЗНАЯ ДИНАМИКА

Мировая экономика замедляется, риски глобальной рецессии по-прежнему растут. Самый глубокий экономический спад произошел в подавляющем большинстве стран мира, наибольшие потери в странах Евросоюза -- 9%, США – 6%, у развивающихся стран – 2,5%. Тяжелее всего государствам, экономика которых сильно зависит от мировой торговли, туризма, экспорта сырья, внешнего снабжения и финансирования.

 

При этом в 2020-м наблюдался рост в Египте (3,5%), Китае (1,85%), Вьетнаме (1,6%). С 2021 года ожидается старт восстановления мировой экономики в 182 странах, в том числе мировой ВВП может повыситься на 4,2%.

 

Бизнес-климат в России далек от оптимального. Падение экономики РФ во втором квартале 2020 года составило – 8,5%, в третьем квартале – 5,9%, четвертом – 4,5%. За восемь месяцев прошлого года совокупная прибыль российского бизнеса, без учета малого бизнеса, сократилась на 38% до 6,5 трлн рублей. Экспорт за девять месяцев снизился на 22,5%. Лидеры роста в денежном выражении: драгметаллы и камни: +228% к уровню 2019 года, продовольственные товары и сельхозсырье: +115%. В ХХI веке ежегодно открываются новые производственные предприятия.

 

Тем не менее растет уровень неуверенности в будущем у населения: если в 2003 году 35% населения строили планы на будущее, то в 2020-м 63% не уверены в завтрашнем дне.

 

Для России это уже третий кризис, и он случился, когда экономика только оправилась от предыдущего. Ограничений и запретов в связи с пандемией гораздо больше, и к чему-то мы вернемся, что-то ушло безвозвратно.

ОСНОВОНАЯ ЗАДАЧА – ВЫЖИТЬ

В 2021 году все рынки, кроме тех, что связаны с высокотехнологичными IT,  лишены твердой опоры на внешние факторы как источники роста. Строительные компании, производители стройматериалов и те, кто с ними взаимодействует, могут рассчитывать на перспективы, но краткосрочные и не во всех регионах страны. Для всех других бизнесов задача – выжить.

 

В 2021 году ключевым фактором рыночного успеха станет сильная система управления. Ее отличает концентрированная власть, большой объем полномочий, который передан вниз, скорость принятия решений.

 

Однако, по мнению Сергея Макшанова, Россия нарастила иммунитет к колебаниям глобальной конъюнктуры. Падение экспорта – это самая грозная штука. Снизились цены на углеводороды, минеральные удобрения, на металлы, сахар и ряд других экспортных продуктов. Динамика несырьевого экспорта по не может компенсировать падение. Возможно, это произойдет к 2025 году. Барьеров для того, чтобы выйти с приличным продуктом за рубеж, мало.

 

-- В бизнес-климате России хорошие шансы на рост имеют только атакующие компании, --  считает Сергей Макшанов, – они и выходят на новые рынки. Задача максимум для бизнеса – высокорентабельный рост. Он невозможен без вывода на рынок новых продуктов. А новый продукт – это рычаг для того, чтобы работать ценой. Мы живем в доказательной экономике, значит, надо объяснить, почему ваш хлеб стоит именно столько. Но для этого надо слезть с печки.

Есть хороший жизненный план

В 2020 году, согласно ряду исследований, отмечен рост числа людей, задумавшихся пойти в предпринимательство.

 

-- Открытие своего дела — вопрос мотивации и амбиций. Количество заполненных ниш достаточно большое. Но если возникла бизнес-идея, вы должны попробовать ее реализовать, потому что мечтать и рассуждать можно бесконечно. Для начала нужно убедиться, что ваши идеи будут востребованы у потенциальных клиентов и потребителей, и -- делать первые шаги, искать возможности. Но ни в коем случае не ставьте все на кон, так как все же риск неудачи присутствует. Идеальная картинка будущего существует только в мечтах. Для эффективного ведения бизнеса нужна решительная работа и воля, целеустремленность и четкий курс, постоянный поиск выгодного взаимодействия, долгосрочное партнерство, наращивание клиентской базы. Подключиться к существующей бизнес-нише — дело не быстрое.

 

-- Если умеете быстро принимать решения и доводить изменения до конца, вам и карты в руки. А у кого есть хороший жизненный план, вряд ли будет думать о чем-то еще, -- добавил бизнес-эксперт, слегка перефразировав слова одной из известных песен рок-группы «Кино».

Навык важнее знания

В манифесте компании «АРБ Про», которую представляет бизнес-консультант, на 2020-2021 годы есть тезис: навык важнее знания. То есть, ты молодец, что знаешь, но почему не делаешь это? Сейчас теоретиков надо менять на тех, кто умеет. Навык важнее знания.

 

Как получить навык из деятельности, которой до сих пор не было? Все просто — начать с этим работать. Сейчас для любого бизнеса характерно то, что он не знает больше, чем ему известно на данный момент. Не знать — не стыдно, но важно постоянно говорить себе: «Теперь я узнал, что я этого не знаю». Ситуация, когда человек считает, что он все знает, особенно если это руководитель бизнеса, опасна тем, что он не фиксирует область своего незнания, а ее существование повышает риски для всего бизнеса.

 

Сергей Макшанов подытожил, что текущий год не будет простым. Что чуда ждать не стоит, гораздо полезнее принимать реальность такой, какая она есть, и наращивать все элементы в системах управления. У вас должны быть готовы планы действий на все случаи наступления разнообразных событий, чтобы на каждое «а если» все сразу понимали, что необходимо применять.

 

Валерия Гладкова


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (116) Март - Апрель 2021 года


  • Число просмотров: 797

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть