Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

С 1 апреля!

ВЕСЕННИЕ НОВОВВЕДЕНИЯ

ЗАКОНЫ В СИЛЕ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 10 марта
Ритейл
ЧТО ЖДЕТ МАГАЗИНЫ: 8 ТРЕНДОВ 2021
Анализ рынка
МАШИНА МЕЧТЫ МУЖЧИНЫ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Комбинат Волна

Stihl

Графика +

АльтСтройКом

Эксклюзив

Тракстоп

ТеплоЛайт

Иркутские Конвейерные Системы

Архив журнала «Капиталист»

ВЭД

В МИНУСАХ, НО С ПРИЦЕЛОМ НА ПЛЮС

Внешняя торговля Сибири на исходе коронакризиса

В современном мире полная изоляция невозможна – даже, казалось бы, самые закрытые территории и то взаимодействуют с соседями. Поэтому коронакризису тем более не удалось, несмотря на жесткие локдауны в некоторых государствах, наглухо перекрыть границы между странами. Но ограничить внешнюю торговлю, повлиять на объемы перевозимых товаров у этой напасти получилось – во внешнеэкономических отношениях во всем мире наступило торможение… Темой этого обзора естественно будут не гипотетические дальние края, а наша Сибирь, Иркутская область и ближайшие соседи.

Конечно, в прошедшем году ограничения товарных потоков напрямую из-за пандемии не происходило, однако она оказала на их объемы существенное влияние.

 

Во-первых, как отмечают эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР), это выражалось в последствиях карантинных ограничений, которые были введены в целях предотвращения распространения инфекции и привели к спаду в экономике. Так, если посмотреть на индекс промышленного производства по России, мы увидим, что за прошлый год он составил 97,4% по сравнению 2019-м. Как следствие, спад экономической активности в целом оказывал влияние и на закупки, и на продажи организаций во внешнеторговой деятельности.

 

Во-вторых, риски ковида также влияли на внешнеторговые потоки, в том числе в виде возможного увеличения издержек участников внешнеэкономической деятельности. Причем как финансовых, так и временных, например, за счет необходимости проходить дополнительный контроль для перевозчиков грузов -- водителей -- при пересечении границ.

УГОЛЬ ПЕРЕНАПРАВЛЯЕМ В АФРИКУ

Итак, как же пандемия повлияла на международные товарные потоки в Сибири? На 13,9% в целом сократился внешнеторговый товарооборот, сообщают в Сибирском таможенном управлении. Причем, в экспортных поставках сокращение произошло на 16%, в импорте – на 4%.

Сибирские предприятия в прошлом году вели торговлю с 156 странами. Основные партнеры не изменились. Это Китай, на долю которого приходится наибольший товарооборот с СФО – 21,8%, а также Нидерланды, Корея, Казахстан, Тайвань, Япония, Турция, Германия, США и Украина.

 

Основу сибирского экспорта составляют: каменный уголь, поставки металлов, изделий из них и древесина. Уголь на первом месте – 33,4% от общего объема экспорта. Интересно, что в 2020 «пандемическом» году его поставки из Сибири в Европу сократились на 43%. А в страны Африки наоборот – значительное увеличение (+31,5%). Физический объем поставок угля возрос и в страны Азии (+15,1%).

 

Объемы поставок металлов и изделий их них (алюминий, медь и сплавы) в прошлом году особо не изменились – 8,2 млн тонн (+1,2% при снижении общей стоимости на 10,%).

ЛИДЕРЫ ПО ДРЕВЕСИНЕ

А экспорт древесины упал на 12%. Это в значительной степени обусловлено связанными с пандемией ограничениями и закрытием границ. Наиболее поставки лесоматериалов сократились в Китай, который является основным партнером СФО по его экспорту (69,9% от общего объема). Всего же в 2020 году из Сибири экспортировали 18,2 млн кубометров лесоматериалов. Из них 2,6 млн кубов необработанного леса и 15,6 млн кубов – обработанного. То есть сегодня поставки на экспорт переработанной древесины уже в шесть раз по объему превышают вывоз кругляка.

 

Среди сибирских регионов Иркутская область продолжала оставаться в лидерах по экспорту обработанной и необработанной древесины. На втором месте -- Красноярский край.

 

В целом, картина внешнеэкономической деятельности Иркутской области в 2020 году ничем не отличается от общей ситуации – снижение оборотов по всей номенклатуре товаров на 15,9%. Среди основных стран-партнеров по экспорту – Китай, Япония, Корея. А вот в сегменте импорта в регион лидирует Украина, откуда за год поставлено товаров на $408,5 млн. Здесь традиционный Китай лишь на втором месте – $309,8 млн.

МАЛЫЙ БИЗНЕС: ДВИГАТЬСЯ ЗА РУБЕЖ

А как складывается ситуация в малом и среднем бизнесе – основном сегменте в публикациях «Капиталиста»? Интересно, что определенное число компаний, которое растет, продолжает планировать и развивать свою внешнеэкономическую деятельность, видя в ней конкретные перспективы для бизнеса.

 

К примеру, согласно результатам исследования ЦСР «Бизнес-климат России», в числе приоритетных топ-10 стратегий развития был отмечен выход на новые иностранные рынки. 15% компаний планируют продвигать свою продукцию за рубежом. Ранее при проведении аналогичных исследований такая стратегия не была популярной. Такое изменение может свидетельствовать о позитивном настрое бизнеса относительно перспектив ВЭД. В том числе ввиду адаптации к условиям и последствиям пандемии.

 

Кстати, нужно учесть, что более 70% опрошенных в рамках исследования ЦСР компаний -- субъекты как раз малого и среднего предпринимательства (МСП). А значит, можно ожидать, что активность в части экспорта будут проявлять сравнительно небольшие компании, что скажется на динамике показателей экспорта субъектов МСП.

 

-- Интерес МСП к экспорту -- это исключительно позитивный сигнал, -- в интервью «Известиям» утверждает Ксения Банникова, руководитель направления «Экономика несырьевого сектора» ЦСР. – Претворение его в жизнь однозначно раздвинет горизонты перед малым бизнесом -- подстегнет компании к более тщательному изучению внешних рынков, расширит видимые для них возможности сбыта и простимулирует инвестиции в расширение производства.

ДВИЖЕНИЕ ВОССТАНОВИТСЯ

Одно из экспортно-импортных направлений, которое регулярно наблюдает наш журнал, -- в сторону ближайшего соседа Иркутской области. А в Монголии в прошлом году в ожидании надвигающейся пандемии просто перекрыли границы, а в крупных городах ввели жесткий локдаун с немалыми штрафами для граждан за нахождение на улицах. В Улан-Баторе на период карантина было закрыто все – более 1100 ресторанов, 400 кафе, все продовольственные рынки и торговые центры и т.п.

 

Из заметных плюсов таких действий – вероятно, несколько удалось сдержать коронавирус. Из минусов – все остальное.

 

Одна из основных статей доходов монгольских предпринимателей – туризм. Эта сфера оказалась полностью блокирована. По данным агентства «Монцамэ», число людей, за год пересекших границу страны, сократилось в 3,5 раза. А из 673,8 тыс. въехавших только 9,9% -- иностранцы, остальные граждане Монголии, которых чартерами эвакуировали со всего мира.

 

Разорванными оказались и приграничные связи наших и монгольских бизнесменов, которые в некоторых случаях только начали выстраиваться.

 

-- Малому бизнесу и так непросто, а тут еще и вся эта история сильно ударила именно по небольшим компаниям, предпринимателям, -- констатирует Александр Сидоров, гендиректор иркутской компании «Бизнес-Контакт», который уже два десятка лет проводит в Улан-Баторе популярную там выставку продукции российских производителей «Ворота в Азию». Ему также более чем на год пришлось отменить все запланированные мероприятия. Однако недавно появилась информация со ссылкой на вице-премьера Монголии, главу Государственной чрезвычайной комиссии С.Амарсайхана: активно ведется работа по вакцинации населения с целью открыть границы страны 1 мая.

 

-- Это очень обнадеживающая новость, поскольку она дает надежду на восстановление наших контактов. Ведь и наш малый бизнес, и монгольский соскучились друг по другу, -- улыбается Александр Алексеевич. -- Думаю, что будет много новых контактов и проектов. Движение вновь пойдет. И, конечно, благодаря поддержке торгпредства Российской Федерации, которое на протяжении уже четырех лет продолжает свою работу. И работает очень результативно: значительно вырос товарооборот между нашими странами, поднялся статус проводимых бизнес-мероприятий. Ну и, наверное, главное – российские предприниматели, приезжая в Монголию осваивать новые рынки, чувствуют теперь реальную поддержку нашей страны.

 

Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (116) Март - Апрель 2021 года


  • Число просмотров: 67

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

ЖБИ-ТрансТрой

Yamaguchi

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть