Свежий номер «Капиталиста»

В продаже с 29 сентября
Строительство
ГОРОДА БУДУЩЕГО В СИБИРИ
Авторынок
ЭЛЕКТРОМОБИЛИ НАСТУПАЮТ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

В центре внимания

Электрификация

ВНЕДРЕНИЕ ЭТАЛОННЫХ ТАРИФОВ

ЦЕНЫ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ВЫРАСТУТ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 25 октября
Анализ рынка
РОССИИ ГРОЗИТ ДЕФИЦИТ МАШИН
Навстречу бизнесу
КАК ОТКРЫТЬ БИЗНЕС ПО ПОШИВУ ДЕТСКОЙ ОДЕЖДЫ

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

ДЕФО

Тракстоп

АльтСтройКом

Комбинат Волна

Графика +

Архив журнала «Капиталист»

Авторынок

ЭЛЕКТРОМОБИЛИ НАСТУПАЮТ

Пока мелкими группами

Одной из самых заметных новостей российского автомобильного рынка можно смело называть сообщение о настоящем прорыве в сегменте электромобилей. И если не брать во внимание соотношение объемов с сегментом традиционных авто с двигателями внутреннего сгорания (пока они несопоставимы), то свежие цифры подтверждают набирающий силу тренд.

«Развитие автомобильной промышленности в обозримом будущем способно навсегда обвалить цены на нефть», -- это утверждают эксперты, которых мы пока назовем все же футурологами. Но все же…

 

 

Согласно подсчетам аналитического агентства «Автостат», за первые пять месяцев этого года в России в дилерских центрах было приобретено 650 электромобилей. А это в семь раз больше, чем за январь-май 2020 года, и в 5,5 раза больше, чем за тот же период доковидного 2019 года. Если же брать соотношение май 2021-го к маю прошлого года, то продажи выросли в десять раз.

 

В этом году в лидерах среди новых электромашин, конечно, премиум-модели – Porsche Taycan стоимостью от 6,78 млн рублей и Audi e-tron, за который придется выложить не менее 6,35 млн рублей. Но и у обычных автомобилистов есть возможности распробовать электричество, как новое топливо, - у нас в Иркутске вполне себе пользуются спросом Nissan Leaf с пробегом по цене от 400 тысяч.

Уже не игрушки

Стоит сказать, что за последние пару лет в отрасли производства и использования электромобилей (или Electric Vehicle, EV) произошел весьма серьезный перелом. И в мировом масштабе они уже не воспринимаются как дорогие игрушки с непонятной надежностью.

 

Основные минусы EV – отсутствие заправочных станций в масштабах регионов,

неизбежная деградация батарей и в условиях нашей зимы падение их емкости – постепенно преодолеваются.

 

А к несомненным плюсам, главные из которых – экономичность и отсутствие вредных выхлопов, добавился еще один основополагающий – растущая экологическая сознательность потребителя.

 

О том, что EV-отрасль – это серьезно и навсегда, можно судить по тому, как сегодня мы воспринимаем то наделавшее шуму обращение министра окружающей среды Швеции Осы Ромсон. В 2016 году она обратилась к ЕС с призывом запретить с 2030 года все бензиновые и дизельные двигатели на всей территории ЕС. Призыв, согласитесь, весьма радикальный.

Европа без ДВС. Какой она станет?

Но слушатели на призыв шведского министра отреагировали одобрительно: Шотландия обещала ввести такой запрет к 2032 году, Голландия еще раньше – к 2030-му. Франция и Германия не стали реагировать столь максималистски, но тоже приняли такой запрет, установив в качестве срока 2040 год. Кроме того, в 2018-м к этому списку присоединилась Испания, пообещавшая стать полностью электрической к тому же 2040 году. Схожую инициативу приняла Дания – с 2030-го в стране нельзя будет купить бензиновые и дизельные автомобили, а с 2035-го запретят и продажу гибридных авто. Не отстают и некоторые неевропейские страны – например, Израиль, где был принят план, аналогичный датскому.

 

То есть, чем далее, тем больше электромобилизация получает и государственную поддержку, в том числе – субсидии, и конструктивно твердо встает на ноги.

И автоэлектрификация части России

В нашей стране столь кардинальные шаги, как полный отказ от ДВС, не планируют – в силу ряда известных обстоятельств: к примеру, электромобили просто не справятся с теми задачами, которые ставятся современным бензиновым и дизельным автомобилям на огромной территории страны в условиях минимально существующей инфраструктуры.

 

Однако в августе Минпромторг опубликовал концепцию развития электрического транспорта в России, которая определит ключевые направления государственной политики в сфере развития производства и использования электро- и водородных транспортных средств. Кстати, концепцией предполагается и создание соответствующей инфраструктуры.

 

Итак, ключевыми целевыми показателями реализации концепции являются:

 

-- запуск производства ячеек для тяговых аккумуляторных батарей;

 

-- запуск производства катодных и анодных материалов;

 

-- запуск в эксплуатацию не менее 72 тыс. штук зарядных станций, из которых не менее 28 тыс. штук – быстрые зарядные станции;

 

-- запуск в эксплуатацию не менее тысячи водородных заправок;

 

-- создание дополнительно не менее 39 тыс. высокопроизводительных рабочих мест.

25% -- скидка от государства на электромобиль

Известно, что на электромобили, собранные в России, покупатели могут получать скидку. Максимальный размер этой скидки составляет 25% (625 тысяч рублей от ориентировочной стоимости автомобиля в 2,5 миллиона рублей).

 

В Минэкономразвития уточнили, что новые правила будут вводиться постепенно в рамках концепции по развитию электротранспорта, которая рассчитана до 2030 года. Так, до конца 2023 года скидка будет распространяться на покупку электромобилей крупноузловой сборки, в том числе с использованием импортной аккумуляторной батареи.

 

Те, кто купит электромобиль в 2024-2025 годах, смогут получить скидку на устройства мелкоузловой сборки (сварка, окраска кузова) или с установленной отечественной батареей.

 

В 2026-2030 годах в программу войдут электромобили при условии мелкоузловой сборки с обязательным наличием отечественной аккумуляторной батареи.

 

Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил "Российской газете", что ведомство планирует распространить программы льготного лизинга и льготного автокредитования на низкоуглеродный транспорт: с 2022 года на электроавтомобили, а в последующем – и на водородные.

Прибайкалье в автоэлектротренде

Хотя и нет прямой логической связи между регионом с самой дешевой электроэнергией, коим является Иркутская область, и развитием электроавтотранспорта, но можно утверждать, что популярность электромобилей у нас растет.

 

Уже третий год Приангарье находится на втором (после Приморья) месте в России по количеству электромобилей – регион опережает даже Москву. Кроме того, область еще и лидер рынка подержанных электрокаров. К примеру, по итогам 2019 года обладателями электрокаров с пробегом стали 405 местных жителей – больше, чем в Приморском (387 человек – второе место) и в Краснодарском (235 – третье).

 

А возникла эта популярность все же не на пустом месте. В некотором смысле перестроить сознание автолюбителей на то, что кроме двигателя внутреннего сгорания уже существуют и другие – альтернативные – схемы передачи энергии движения колесам автомобиля, помогло появление в нашем регионе уникального гибрида Toyota Prius с бензоэлектромотором. Первые «приусы» пришли в Иркутск в самом начале 2000-х. Они были с пробегом и стали настоящим открытием – почти электромобиль, экономичен и главное – доступен.

 

Ряды же поклонников полностью электрических авто в нашем регионе начали множиться около пяти лет назад. Тогда еще даже не планировалась какая-то инфраструктура для этого, а на городских дорогах многие пальцем показывали на очередную проезжающую мимо легковушку без выхлопной трубы.

 

Сегодня число зарегистрированных в регионе электромобилей приближается к тысяче. Ровно год назад – летом 2020-го их было 843 штуки.

 

В Иркутске можно купить как новые электрокары, так и с пробегом. Стоимость нового в дилерском салоне – от четырех миллионов, а ценник на японские с пробегом вполне демократичен – от 400 тысяч до 1,5 млн рублей. Самая популярная модель по соотношению цена/эксплуатационные характеристики – Nissan Leaf. Ее средняя цена – 516 тыс. рублей (данные Дром.ру).

 

Есть и поддержка региональных властей. В Иркутской области с января 2020 года отменен транспортный налог на электромобили и машины, использующие газ в качестве моторного топлива.

Сети зарядных станций растут

Не раз за последние годы владельцы электрокаров поднимали вопрос об организации в Иркутске и на самых популярных загородных направлениях зарядных станций. Поскольку именно их отсутствие в большей степени и тормозит рост парка электромобилей.

 

И вот в декабре прошлого года свой пилотный проект по установке сети электрозаправочных станций (ЭЗС) реализовала компания En+ Group. Первые три электрозаправки заработали в Иркутске на АЗС возле ТЦ «Яркомолл», возле административного здания «Иркутскэнерго» и в поселке Листвянка. Эти зарядные станции совместимы с большинством современных электромобилей. Они оснащены оборудованием, которое обеспечивает быстроту и качество зарядки: «быстрая» зарядка – 20 минут до емкости 80% на постоянном токе мощностью 50 кВт, «медленная» - на переменном токе. В числе дополнительных преимуществ ЭЗС – одновременная зарядка двух электромобилей.

 

В целом сегодня в Приангарье, по данным En+ Group, действует уже 11 зарядных станций: восемь в Иркутске, по одной в Ангарске, поселках Листвянка и Никола. Четыре из них мощностью 50 кВт-ч – три установила En+ Group, еще одна принадлежит Байкальской региональной компании.

 

Очевидно, что в это число не входят зарядные станции, которые для собственных нужд уже установили и используют некоторые иркутские компании, автопарк которых состоит из электромобилей. Например, первую публичную зарядную станцию в Иркутске еще в июле 2019 года установил филиал экспедиторской компании Eхpress.ru на Байкальской, 203 Б, возле своего офиса.

 

-- Когда мы открывались, сразу решили, что не используем машины с ГСМ, так как это требует постоянных вложений. У нас курьеры передвигаются на электромобилях, -- в интервью изданию «Верблюд в огне» рассказал предприниматель Евгений Лунюшкин. – Медленную зарядную станцию рядом с офисом поставили ради собственных нужд, но воспользоваться ей могут все желающие. Станция бесплатная, все связанные с ней расходы на себя берет компания – это 2-2,5 тыс. рублей в месяц.

На электрокаре на Байкал

А En+ Group до конца сентября этого года планирует запустить в эксплуатацию еще пять станций: три в Иркутске, по одной в Ангарске и Култуке. Станция в Култуке станет пробной, установленной вдоль федеральной трассы. Ее опытная эксплуатация покажет востребованность подобных станций на трассе.

 

Кстати, одним из перспективных направлений развития сети зарядных станций называется дорога на Ольхон – в частности, поселки Усть-Ордынский, Баяндай, Еланцы.

 

Надо сказать, что энтузиасты на «лифах» уже добирались и до Ольхона и далее по Байкалу, подзаряжаясь в придорожных кафе. Но все же появление ЭЗС на этой трассе придаст развитию регионального парка электромобилей дополнительный импульс.

 

Василий Потемкин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 3 (118) Сентябрь - Октябрь 2021 года


  • Число просмотров: 166

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

Yamaguchi

Сэйв

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть