Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Исследование

В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ: ОТЗЫВЫ ПОКУПАТЕЛЕЙ

ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ ХОЧЕТ МЕНЯТЬСЯ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Архив журнала «Капиталист»

Онлайн-бизнес

ПРИВЫЧНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОТМЕНЕНЫ

Как там теперь бизнесу в блокированных соцсетях?

Для значительного числа российских предпринимателей – в основном, конечно, представителей малого и микробизнеса – соцсети за последние годы стали едва ли не основным местом и инструментом ведения бизнеса. А в марте нынешнего года все это закончилось. Ну, или почти все. Что же делать дальше? «Капиталист» пообщался с иркутянами, чтобы узнать, как они справляются с трудностями, возникшими в связи с ограничениями.

Суровая история для малого бизнеса

 

 

Как известно, 4 марта Роскомнадзор заблокировал на территории России Facebook* и Twitter. Следом, 14 марта, последовала блокировка Instagram*. А ведь эти соцсети весьма активно использовались нашими предпринимателями и участниками блогосферы как площадки для продвижения своих товаров и услуг. Там продавали, покупали, обменивались, рекламировали и презентовали.

 

Далее в пику Роскомнадзору зарубежные соцсети устроили собственное «секвестирование» – урезали на своих платформах возможности российского бизнеса по рекламе и монетизации. Пользователи – тысячи компаний и блогеров, которые зарабатывали и рекламировались в этих социальных сетях, оказались в непонятной для них ситуации: как работать далее?

А ведь до этого совокупный годовой доход всех российских блогеров от рекламы только в «Инстаграме» оценивался в $100 млн в год.  

 

На момент блокировки ежедневная аудитория «Инстаграма» составляла 39 млн пользователей, на нее приходилось 15-20% всего потребления соцсетей. На следующий день после блокировки аудитория снизилась на 13%, до 34 млн человек. «Фейсбук» в процентном отношении потерял еще больше: с 9,5 млн пользователей аудитория упала до 6,5 млн, то есть на треть.

 

-- Для малого бизнеса это оказалось суровой историей. Имелись раскрученные онлайн-площадки, в которые все вкладывались. Это «Инстаграм» и в меньшей степени «Фейсбук». Они были заточены на то, чтобы зарабатывать, и давали сравнительно легкую возможность достучаться до своей аудитории, -- в интервью «Капиталисту» говорит Александр Верхозин, руководитель службы клиентского сервиса Diagrun Digital.

 

Научиться работать в этой экосистеме довольно просто и уметь делать что-то особенное совсем не надо, продолжает наш эксперт. В «Инсте» ты мог самостоятельно – нажатием одной кнопки и потратив какое-то количество денег –достучаться до целевой группы. И значительное число представителей малого и очень малого бизнеса – пекарни, салоны красоты, рестораны – этим активно пользовались. «Инстаграм» позволял получать быструю пользу (заказы, подписки и т.п.).

Дорога в обход

Но блокировки не остановили россиян от посещения запрещенных соцсетей. Многие вспомнили или узнали про так называемые VPN-сервисы, позволяющие обходить эти блокировки. По данным сотового оператора Yota, с начала 2022 года число пользователей VPN-сервисов в России выросло в 53,5 раза, или на 22,8% от общего числа абонентов оператора.

 

Первые строчки рейтингов российского сегмента App Store теперь занимают не маркетплейсы и игры, а VPN-сервисы. Глядя на такие цифры вряд ли можно говорить, что блокировки оказались фатальными для использования сетей.

 

Хотя далеко не все пользователи захотели привыкать к новому – мириться с необходимостью постоянно включать и выключать приложение VPN. Помимо неудобства использования VPN и его низкой скорости, к проблемам доступа в «Инстаграм» добавились и массовые необъяснимые блокировки пользователей из России. То есть с VPN тоже не все так просто.

 

По этим и другим причинам российские пользователи стали искать альтернативы и обратили внимание… на наши, российские соцсети.

Наши продолжают и выигрывают

От смещения внимания от западных соцсетей выиграли естественно их отечественные конкуренты. После блокировок мессенджер «Телеграм» поднял аудиторию с 31 млн до 45,5 млн пользователей в день. Аудитория «ВКонтакте» выросла не так значительно в абсолютных цифрах – с 46,5 млн до 50,3 млн пользователей в день, но это все еще рекордный показатель для соцсети.

 

Что примечательно, «Телеграм» имеет мало общего с «Инстаграмом». В чем-то он его прямой антипод. Это, в первую очередь, мессенджер – из-за отсутствия ленты и профилей.

 

«ВКонтакте» уже куда ближе по духу к «Инстаграму», и в последнее время все больше старается на него походить, позаимствовав за последние пять лет оттуда все виды контента, в том числе сторис и эфиры. Впрочем, ВК имеет оригинальные преимущества, которых нет у «Инстаграма» – это собственная платежная система и функционал для реализации и продвижения товаров и услуг внутри самой сети.

 

«Одноклассники» – на данный момент третья по популярности социальная сеть, которая далеко не так распиарена, как «Инстаграм», но все же побила рекорды в этом году. У соцсети есть своя специфика, и то, что работало в других соцсетях, в ней может не дать результата.

 

Тем не менее, у ОК есть свои плюсы: это самый платежеспособный возраст аудитории (30-45 лет), такой же таргет, что и в ВК, поддержка разных видов медиа, в том числе и сторис, (да, теперь они есть даже в «Одноклассниках»). Также эта социальная сеть входит в экосистему ВК и развивается примерно по тому же пути, ведь у обеих площадок один собственник.

 

По данным Mediascope, после блокировки западных социальных сетей ежедневная аудитория «Одноклассников» выросла с 19,8 до 20,9 млн человек, таким образом Mail.ru консолидирует в своих руках почти весь рынок социальных сетей.

Возможности сохраняются

Говорить, о том, что переход на отечественные соцсети произошел гладко для всех, наверное, не очень правильно, потому что через такие турбулентности далеко не все могут пройти полностью бескровно. Но тем не менее, пути отхода были.

 

Куда прискорбнее была бы блокировка YouTube, потому что альтернативы видеохостингу от Alphabet по популярности, прибыльности и серверным мощностям в мире нет.

 

Несмотря на сохранившийся беспроблемный доступ к «Ютубу» из России, основной минус в работе с помощью этого сервиса сейчас в том, что его владельцы отключили для россиян функционал по монетизации и рекламе.

 

И сейчас, пожалуй, единственные реальные претенденты на нишу крупнейшего видеохостинга – это блогерская площадка «Дзен», переориентировавшаяся с конца прошлого года и на видеоблогеров, а также «Рутуб». Правда, «Рутубу», который многие воспринимают прямой заменой «Ютуба», еще весьма далеко до него в технологическом плане.

 

Блокировки соцсетей и ограничения в адрес российских пользователей со стороны западных компаний действительно пошатнули IT-инфраструктуру страны. В той или иной степени пострадали и блогеры, и малый бизнес. И все же альтернативы есть, а значит, у бизнеса сохраняются и возможности для продвижения.

 

Более того, сейчас они больше, чем когда-либо, так как рост числа пользователей интернета ускорился после локдауна и составляет уже 129,8 млн человек. То есть интернетом в стране пользуются 89% от общей численности населения. Вопрос только в том, как быстро бизнес сможет адаптироваться и переориентироваться на альтернативные площадки.

В заблокированных соцсетях остались люди

По наблюдению Александра Верхозина, когда Meta (организация, признанная в РФ экстремистской) объявила, что приостанавливает рекламную деятельность в России, у многих пользователей создалось паническое настроение, люди стали перебегать в другие соцсети.

 

-- Теперь все устаканилось, и мы видим, что, оказывается, и в запрещенной соцсети осталась жизнь, -- утверждает эксперт «Капиталиста». – На аккаунты все так же дают ссылки, все так же пишут в директ. Хоть и не все пользуются VPN, но люди в заблокированных соцсетях остались, и их много. Пускай даже на заблокированной площадке, где у вас живых подписчиков тысяча человек, а в новой соцсети – сто человек, у первой будет результат лучше, как ни крути. Поэтому локальный бизнес, который имеет хорошо прогретую аудиторию, все так же получает пользу от «Инстаграма».

 

Так что говорить, что «Инстаграма» теперь вот совсем нет – некорректно и я скептически отношусь к тому, когда на волне паники что-то опять «хоронят».

 

База осталась, но другое дело, что исчезли инструменты ее растить. Поэтому единственный выход — это растить базу в других социальных сетях, а это оказывается сложнее, ведь в том же «ВКонтакте» другие алгоритмы.

 

К примеру, лента «ВКонтакте» работает таким образом, что даже хороший пост никто не увидит, если частота постинга с аккаунта низкая. Но это, конечно, не значит, что стоит делать «доброе-утро»-посты, потому что ВК такое не оценит и вы сделаете себе только хуже.

Избежать ошибки выжившего

Как утверждает эксперт, ни одна из соцсетей – не панацея, и иногда онлайн-бизнесмены совершают «ошибку выжившего», развивая только те направления, где видят быстрый результат. Но для каждого кейса будет правильным свое решение, и оно не всегда будет очевидным. Аудитория может сидеть в самых неожиданных местах.

 

-- Для какого-нибудь салона красоты самым лучшим вполне может оказаться не «Инстаграм», а «Яндекс.Карты», -- считает Александр Верхозин. – Туда же стоило бы пойти новому кафе. А еще было бы здорово заказать ресторанный обзор у местных СМИ. Или может лучше вообще наладить контакты с местными СМИ? Ведь ваша аудитория будет ориентироваться в первую очередь на отзывы.

 

На «картах» же скорее всего найдет аудиторию какой-нибудь детский садик. А если он работает по какой-то определенной системе, то ему будет нужен чат в мессенджерах.

 

Для сложных тем, где нужно писать длинные тексты (здоровье, косметика, юриспруденция), отлично подойдет «Яндекс. Дзен». И «Дзен» действительно может продавать.

 

На «Авито» намного проще и дешевле набрать вахтовиков, чем с помощью дорогой расклейки. Там же отлично продаются, например, каркасные дома. Маркетплейсы, бешеный рост которых мы видим последнее время, имеют все необходимые инструменты для продвижения. Для врачей есть «ПроДокторов» и так далее.

 

Мест, где можно реализовать свой товар или заявить о своих услугах, очень много. Достаточно задать себе вопрос: где аудитория ищет то, что я предлагаю? Раньше на некоторые из этих площадок мы не обращали внимание. Потому, что у нас был «Инстаграм». Все мы в него верили, и всех нас учили тысячи коучей, что там все очень круто и только там водится успешный успех.

 

Но то время завершилось…

 

Олег Старшинин


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 2 (121) Июнь - Июль 2022 года


  • Число просмотров: 404

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть