Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Малый бизнес

ГДЕ ГОСУДАРСТВО ПОДДЕРЖИТ

ПРИОРИТЕТНЫЕ ОТРАСЛИ С ГАРАНТИЕЙ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капиталист»

Прогнозы

У этого года прототипов нет

Чего ждать и как действовать бизнесу в новое время

Прогнозы – это не то, как произойдет наверняка. Это про возможные и наиболее вероятные сценарии ближайшего будущего. Поэтому действеннее – изучать эти сценарии, предлагаемые авторитетными специалистами. Один из них – российский эксперт в области стратегического планирования Сергей Макшанов. Каждый февраль (этот его визит – уже 17-й) он приезжает в Иркутск со своими бизнес-прогнозами, заключенными в традиционный семинар «Базовые стратегии». Организатор мероприятия – Школа бизнеса Clevent.

Как известно, все процессы в мире цикличны. Как ситуация будет развиваться дальше? Если заглянуть в историю, то, как правило, всегда можно найти определенные параллели и схожие сценарии.

 

 

Сергей Макшанов называет это «найти прототип». По его словам, к кризису 1998 года можно найти прототип, у кризисного 2009-го он тоже есть.

Тяп-ляп-менеджмент неприемлем

В поисках прототипа для событий, которые разворачиваются сейчас, эксперт и его команда «АРБ ПРО» даже вспомнили Крымскую войну 1853-1856 годов. Но сценарий сегодняшней ситуации не совпал с событиями тех лет.

 

В результате чего эксперт охарактеризовал современное положение дел как «очень слабо прототипичную ситуацию». То есть то, что сейчас происходит в России и в мире, по мнению Сергея Макшанова, не имеет исторических прототипов. При этом все надежды людьми возлагаются не на власть, а на бизнес, который обязан быть очень сильно ответственным за своих сотрудников и за все, что в бизнесе происходит.

 

-- Доходы сотрудников должны расти, -- сказал Сергей Макшанов на бизнес-конференции «Базовые стратегии 2023». – У всех компаний, которые мы сопровождаем в «АРБ ПРО», мы ежегодно замеряем рост дохода всех сотрудников. Успешна только та компания, где растут доходы всех сотрудников.

 

Что касается самых неприятных событий, к чему мы все должны быть готовы, глобальный экономический кризис либо стагфляция (экономический спад сочетается с ростом цен – инфляцией). В этой ситуации совершенно неприемлем «тяп-ляп-менеджмент» и менеджмент «прилетел – наорал – улетел», который абсолютно не работает.

Сисадмин с синдромом вахтера

Санкции усиливаются, в ЕС введен оборотный штраф за обход санкций. Впереди значительные репутационные потери для России и брендов с российской семантикой, к этому нужно быть готовыми. Снижение номенклатуры и объемов экспорта в ЕС и в другие страны, выдвинувшие санкции: углеводородов, древесины, черной металлургии. Культурная, образовательная, научная, спортивная, логистическая изоляция. Торможение рынка недвижимости. С 2023 – 2024 годов вероятно снижение цен на 20-25% на жилую недвижимость.

 

Реальность сегодня в совершенно разных отраслях – передел рынка в связи с уходом иностранных брендов.   

 

Последние несколько лет было много разговоров про IT, возлагались надежды, что этот рынок будет расти. Сергей Макшанов ответил на вопрос, почему 90% IT-инициатив не приносят ожидаемого результата. Помимо того, что в самой этой сфере много тонкостей, все начинания в IT может на корню уничтожить штатный сисадмин с синдромом вахтера, который ценит его собственную важность, ведь все его зовут, если что-то сломалось, и которому абсолютно не хочется ничего менять.

 

Второй момент: собственник не встречается с людьми из IT, потому что ему всегда некогда, а отправляет к ним человека, который не знает бизнес-процессов, которые знает собственник. Такой человек не может составить техзадание, делает это на свое усмотрение, и в результате компания получает невменяемый софт. Через три месяца все это начнет прокисать, а через год это можно будет выбрасывать.

Самые простые шаги в бизнесе

Что из самых простых, понятных и доступных шагов эксперт рекомендует собственникам бизнеса? Делать приятные сюрпризы. Что такое сюрприз? Это что-то хорошее, чего не ждешь.

 

-- Создайте список хорошего, чего не ждут ваши клиенты, сотрудники, и делайте это, -- говорит Сергей Макшанов. – А также уберите в компании неопределенность, неясность, зыбкость будущего. Скажите сотрудникам, куда вы идете, что вы планируете. Не разбавляйте бензин водой. Самый прибыльный бизнес – это честный бизнес. Людей не обманете. Сейчас из России уходят компании с европейской культурой, где люди моют руки и не ругаются матом – нанимайте такой персонал.  

 

По данным эксперта, в России в 2023 году будут масштабные инвестиции в авиадвигателестроение, в судостроение, развитие инфраструктуры, промышленное строительство. Действуют меры по поддержке производственных компаний, ряда видов ипотеки, IT, рекреационного гостеприимства, отечественного виноделия, компаний-экспортеров. 

 

Что касается данных по экспорту и импорту, эксперт озвучил следующие цифры. Отрасли, где более 50% добавленной стоимости экспортируется, это ТЭК (добыча полезных ископаемых, нефтепереработка), металлургия (черная и цветная), деревообработка.

 

Превалирование внутреннего спроса над внешним характерно для агропромышленного комплекса, целлюлозно-бумажной промышленности и полиграфии, производства строительных материалов, готовых металлических изделий, производства транспортных средств (кроме автомобилей).

 

Отрасли, где более 60% добавленной стоимости импортируется: текстильная промышленность, фармацевтика, машино- и приборостроение, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство мебели, прочих готовых изделий. Делайте выводы сами... 

Что точно будет расти в РФ?

Однозначно будет рост инфраструктурного строительства – дорог, мостов, административных зданий и прочих объектов. По недвижимости вопрос неоднозначный. Но льготные ипотечные программы остаются драйвером спроса на жилую недвижимость. 

 

Россияне по-прежнему планируют улучшение жилищных условий, однако откладывают ремонт и обновление интерьера на длительное время, а это влияет и на спрос в сопутствующих отраслях.

 

В агрокомплексе ожидается рост стоимости материальных ресурсов – удобрений, запчастей для техники для выращивания зерна и масличных культур. Происходит постепенное импортозамещение семян и сельскохозяйственной техники. Наблюдается наращивание мощностей для хранения урожая. В 2023 году бюджетное финансирование АПК планируют нарастить до 475,7 млрд рублей. 

 

Ожидаем рост рисков IT-технологий, в частности, сохранности персональных данных, ужесточение ответственности операторов сбора, хранения и передачи данных.

 

В ретейле происходит продолжение консолидации на рынке: агрессивно растут «Магнит», X5, «Лента» и макрорегиональные дискаунтеры. Региональные игроки продолжают уходить с рынка. В 2022 году рост цен на рынке товаров повседневного спроса +21% к 2021 году. В натуральном и стоимостном выражении выросли продажи у онлайн-каналов, минимаркетов и дискаунтеров.

 

Из очевидных трендов: уход транснациональных компаний во всей цепочке создания стоимости в ретейле (порядка 180 международных брендов).

 

Ассортимент товаров сократился на 5% в 2022 году. «На пороге» российского ретейла стоят бренды и компании из Турции, КНР, ОАЭ и стран ЮВА. Прямой и параллельный импорт работают вместе, импортозамещение продолжается. Ретейлеры активно конкурируют друг с другом не только ценой (форматом дискаунтеров), но и эксклюзивным ассортиментом, товарами собственного производства,  качественной кулинарией (сеть фабрик-кухонь), фермерским ассортиментом.

Вовлечь ядро команды

По данным Сергея Макшанова, экономика сохраняет устойчивость и имеет ряд позитивных динамик. Экономическая изоляция РФ невозможна в обозримой перспективе. Да, санкции и логистические разрывы «прижали к земле» горизонт планирования значительной части компаний. Поэтому особенно важно в 2023 году сформировать инициативы на продолжительную перспективу (до 2028 года) и вовлечь в эту работу ядро команды и ключевой персонал (включая внутреннее предпринимательство).

 

Траектории наращивания рыночной силы российских компаний: развитие в отраслях с большим внутренним спросом и коротким циклом потребления с экспортной перспективой. Это продукты питания, корма и аксессуары для животных, одежда и обувь, товары для загородного дома и дачи, корректный алкоголь, малотоннажная химия. Здесь возможен быстрый эффект.

 

Развитие в отраслях и нишах, где страна имеет глобальные преимущества: атомная генерация, цветные металлы, малотоннажная химия, удобрения, глубокая переработка в АПК, деревопереработка, ПО, производства, основанные на уникальных ресурсах.

 

Развитие на высокотехнологичных рынках длинного цикла с большим внутренним спросом: авиа, судо- и приборостроение, малогабаритная спецтехника, промоборудование, электронные компоненты и пр.

Основной тренд: беречь всех

К сожалению, хроническая естественная убыль населения РФ продолжается. Ежемесячное падение к 2021 году: - 6,2% за десять месяцев. Ситуация естественной убыли продолжается с 1995 года (с паузой в 2012 – 2015 гг.). В 2022 году прошла и волна эмиграции.

 

Основной тренд в этой ситуации: беречь клиентов, сотрудников, партнеров, себя. 

 

Компаниям надо серьезно озаботиться вопросом репутации на всех уровнях персонала и на всех каналах коммуникации. А также нарастить маневренность компании на основе оперативной внутренней и внешней аналитики.

 

Что изменилось в потребительском поведении? Люди продолжают покупать товары непервой необходимости, но ищут самое выгодное в своем ценовом сегменте. Продолжают откладывать и пробовать инвестировать.

 

Что касается соцсетей, тренд разворачивается в сторону приватности и концентрации на «нужном именно мне» контенте – взрывной рост групп по интересам в мессенджерах. Цена привлечения клиента стала еще выше. Конкуренция за внимание клиента также нарастает.

 

Эксперт рекомендует придерживаться плана действий попадания в потребности: подтянуть процессы под клиентские ожидания, повысить ценность товара до клиентских ожиданий, адаптировать маркетинг под работающие триггеры.

Собственник – образец поведения

Сергей Макшанов прогнозирует, что зарплаты увеличатся, а бонусы не изменятся. Остальные составляющие «пакета» останутся на прежнем уровне (кроме бюджета на корпоративные мероприятия, который будет урезаться).

 

«Неденежные» ожидания сотрудников от работы также растут, в том числе наблюдается высокий запрос на поддержку. Сотрудники хотят видеть в собственнике «образец поведения в сложных ситуациях». 14% сотрудников ставят себе целью на 2023-й пройти обучение. Работодатель готов их в этом поддержать. 

 

Очевиден дефицит персонала. Похоже, что компании, которая хочет расти и зарабатывать, надо быть сверхпривлекательным работодателем и платить «выше рынка». В связи с дефицитом персонала недопустимы ошибки в расчете заработных плат и премий, «несправедливые» KPI, «непонятные» штрафы.

 

Самая высокая динамика зарплат наблюдается за последние три года. Пока одни работодатели экономят, другие «заманивают» высокими зарплатами. Активный соискатель всегда может найти вариант с ростом дохода.

 

Значительное число компаний завершили 2022 год с отличными показателями и динамикой, но это не дает оснований для протягивания «позитивных трендов» на будущее. Ни рост, ни падение нам «не гарантированы», считают в «АРБ ПРО». Есть и будут новые основания для пересмотра целей как «вниз», так и «вверх»: новые «дефициты» и барьеры, новые «выигравшие» отрасли и компании.

 

Анна Лазарчук


"Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 1 (124) Апрель - Май 2023 года


  • Число просмотров: 298

 

Еще статьи в этой рубрике

Архив журнала

Рейтинг статей

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть