Архив журнала «Капиталист»
Дорожное строительство
Сибирские дороги – ровные, широкие и без ухабов
Идеал, к которому стремимся
О необходимости хороших автотрасс в Сибири вряд ли стоит говорить долго. Дороги для наших тысячекилометровых пространств – едва ли не главное звено региональной экономики. В последние годы их активно строят и реконструируют – благодаря действующему нацпроекту «Безопасные и качественные дороги». Как сделать этот процесс более эффективным? Этой теме была посвящена недавняя практическая конференция «Сибирские дороги», прошедшая в иркутском Сибэкспоцентре.
«Дороги – это капилляры экономики России», -- так слегка высокопарно обозначил важность мероприятия председатель регионального правительства Константин Зайцев. В Иркутской области сейчас принят пятилетний план развития дорожной сети. Согласно ему, до 2027 года опорная сеть дорог должна быть приведена в нормативное состояние.
«Нормативное состояние», поясним для читателей «Капиталиста», это когда дорога ровная и широкая, едешь по ней и машину не жалко.
Собственно к этому стремятся и все собравшиеся на конференции специалисты дорожно-строительной отрасли, которые обсуждали разное актуальное: введение новых государственных программ и требований, улучшение качества материалов, техники, процессов производства.
Опять пятилетки
Региональные власти перешли на правильный подход именно в планировании, отметил на конференции Максим Лобанов, министр транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области. Есть поручение президента РФ Владимира Путина о формировании пятилетних планов. В чем преимущества такого планирования?
Пятилетние планы дают возможность четко анализировать и понимать, где и в какой год, какие объемы дорожных работ будут проходить. А это значит, что предприятия имеют возможность прогнозировать свою финансово-экономическую деятельность, как в качественном выполнении объема работ, так и в финансовом. Программа, по словам министра, подготовлена, а цифры в ней – амбициозные.
В Иркутской области одна из самых протяженных в стране дорожных сетей. Программа сформирована по следующим базовым принципам: в первую очередь определена опорная сеть – это дороги с наивысшей степенью интенсивности. В регионе таких 27. Это абсолютно все без исключения трассы федерального значения и дороги регионального значения, такие как, к примеру, Иркутск – Листвянка. Все эти магистрали должны быть приведены в нормативное транспортно-эксплутационное состояние в пятилетний период в объеме не менее 85%.
Сегодня же соответствует нормативам только порядка 40% опорной сети дорог.
Вторым приоритетом являются дороги все регионального значения. Сегодня в нормативном состоянии в регионе находятся, к сожалению, лишь 36% этих дорог. То есть объемы работ для предприятий дорожного строительства значительные, но это и большие средства, выделенные из бюджета.
Третья задача программы – это дороги агломераций. Местная дорожная сеть, которая представлена тремя агломерациями – Иркутской, Ангарской и Братской, по этой задаче к 2027 году тоже должен быть достигнут показатель в 85%.
Бюджет инвестиций в дорожную отрасль, по словам Максима Лобанова, составит порядка 143 млрд рублей на пятилетний срок.
Дороги городов и поселков
По словам министра, особое внимание теперь уделяется муниципальным образованиям. Раньше система работала очень просто: в рамках заявочной компании. Сейчас сформирован точечный подход к распределению финансового обеспечения.
В итоге определены приоритеты: в первую очередь должны быть восстановлены местные дороги именно там, где наибольшая концентрация жизни – это административные центры районов, а это 45 муниципальных образований в Иркутской области. Сумма выделена значительная, большая по сравнению с прошлыми годами.
К примеру, в 2022-м было выделено 21,8 млрд рублей. В этом году подписано соглашение с Газпромом на дополнительные 5 млрд. Так что это уже более 26 млрд рублей на 2023 год.
Отдельно участники конференции отметили, что в Иркутской области должна быть разработана программа развития дорог с низкой интенсивностью движения.
Тут же участники форума отметили, что на муниципальном уровне качество проектной документации на дорожные работы, к сожалению, не всегда соответствует необходимому. Известны примеры. Ну и с кадрами сложности существуют.
А, кроме того, вопрос контроля качества также на повестке.
На это начальник центра практической подготовки и профессионального обучения ИРГУПС Константин Васильев заверил, что вопрос будет решаться совместно с университетом. Достигнуты договоренности по повышению квалификации сотрудников муниципальных образований.
Каким образом помочь муниципальным образованиям с правильными техническими заданиями на проектирование с учетом соотношения «цена-качество»? Решение данного вопроса внесли в резолюцию пленарного заседания.
Отрасль живет и развивается
В работе конференции «Сибирские дороги» принял участие первый зампредседателя комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям, координатор федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» Сергей Тен.
-- Это очень важно, когда в начале строительного сезона такое количество профессионалов собралось со всей России, чтобы обсудить проблемы, которые стоят сегодня у сибирских и в целом российских дорожников. Здесь представлена не только Сибирь, но и центральная часть России, и другие регионы страны, -- так охарактеризовал мероприятие депутат и потомственный строитель.
По словам Сергея Тена, дорожная отрасль живет и развивается. Конечно, основные вопросы, которые надо обсуждать, связаны с безопасностью дорожного движения. У нас национальный проект называется именно «Безопасные и качественные дороги». На первое место мы всегда ставим безопасность наших граждан, перевозчиков, пользователей автомобильных дорог.
Второй момент – это эффективность использования дорожных фондов.
По словам депутата, качество проектирования, реализация дорожных мостовых сооружений и применение современных методов управления – все это насущные задачи для решения в дорожной отрасли. Применение новых технологий и новых строительных материалов, с учетом обновления нормативно-технических документов. А нормативная база в стране меняется регулярно, обновляется, совершенствуется, и ее нужно продолжать улучшать.
Учитывать требования времени
По словам Сергея Тена, финансирование дорожной отрасли увеличивается с каждым годом. По итогам 2022 года размер выделяемой поддержки субъектам РФ составил более 425 млрд рублей. При этом 163 млрд рублей было добавлено во втором полугодии 2022 года. В этом 2023 году из федерального бюджета на дорожные объекты в виде субсидий регионам планируется выделить порядка 356 млрд рублей.
Дорожный Фонд Иркутской области составит на 2023 год -- 19 млрд рублей, прогноз к 2025 году более 24 млрд рублей. При этом около 10 млрд ежегодно направляется на развитие и содержание федеральной сети автомобильных дорог Иркутской области. При этом из федерального бюджета по 5,8 млрд рублей получит Иркутская область в 2023 и в 2024 годах. В 2025 году порядка 7,3 млрд рублей.
В муниципальные образования Иркутской области в 2023 году будет направлено со стороны региона более 5,7 млрд. 2023 год для дорожников будет непростой, потому что необходимо выполнить большой объем работ и при этом обеспечить высокий уровень качества. Задача правительства, подрядчиков, заказчиков подстраиваться под существующие требования времени.
Острые вопросы все те же
Часть конференции была посвящена вопросу подготовки кадров для дорожной отрасли, - этот вопрос особенно актуален для Сибири и Дальнего Востока. Кадровая проблема с каждым годом усиливается, усложняется. Вопросы техники и оборудования, необходимого для повышения эффективности дорожного строительства, также стоят остро.
Важная задача – внедрение интеллектуальных транспортных систем: это фото и видеофиксация, новейшее и современное светофорное регулирование – Иркутская область по этим показателям очень сильно отстает по России в целом и среди регионов СФО.
Но работа в этом направлении ведется. К примеру, к 2025 году в Иркутске и его окрестностях завершится монтаж интеллектуальной транспортной системы (ИТС). В эту систему входят многополосные комплексы контроля дорожного движения, детекторы ДТП и ЧС, умные светофоры и так называемые умные остановки городского транспорта. ИТС в автоматическом режиме анализирует поступающую с множества датчиков (от видеокамер до метеостанций) информацию, прогнозирует трафик и управляет потоками транспорта (например, с помощью светофоров).
А до конца этого года на автодорогах Иркутской области число камер видеофиксации нарушений ПДД прирастет новой сотней устройств. Об этом заявили на недавнем заседании (с участием губернатора) региональной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Сейчас в регионе действует
106 камер фотовидеофиксации (и 61 муляж таких камер), но к концу 2023 года за порядком на трассах региона будут наблюдать уже 206 видеокамер.
В целом же, чтобы покрыть все аварийные и опасные места, комплексов фотовидеофиксации в регионе необходимо около 400 штук. Проработкой вопроса (где взять еще 200 камер) сейчас занимается региональный минтранс.
Качество материалов
Об особенностях производства и важности качества нефтяных дорожных битумов в своем докладе рассказал представитель компании «Роснефть Битум» Алексей Корнилаев.
-- Мы несколько лет подряд поддерживаем конференцию «Сибирские дороги», каждый год все больше участников, что подчеркивает актуальность темы, подтверждает интерес профессионального сообщества к тем вопросам, которые поднимаются, к тем трендам, которые сейчас актуальны для дорожной отрасли.
По его словам, реализация всех национальных проектов, которые касаются развития дорожной инфраструктуры, находят отражение в работе компании «Роснефть» и ее подразделения «Роснефть Битум». Развитие производства качественных битумных вяжущих для асфальтирования дорог – одна из целей компании.
В Иркутской области производство битумов сконцентрировано на базе Ангарской нефтехимической компании. И основной акцент там делается на современные инновационные материалы, которые достаточно востребованы в Сибирском федеральном округе. Кроме того, предприятии работает и над тем, чтобы исключить сезонность.
Отдельно обсуждалась проблема мостов. По данным Юрия Новака из московского научно-исследовательского института транспортного строительства, в России в неудовлетворительном состоянии находятся семь тысяч автомобильных мостов. При этом мостостроение регулируется 600 (! – «Капиталист») различными положениями и сводами правил, которые подрядчикам порой даже не удается полностью изучить в виду огромного количества информации.
А что у соседей?
Александр Гоге, министр по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства республики Бурятии поделился информацией по соседнему с Иркутской области региону.
Бурятия так же, как и Иркутская область, участвует в реализации национального проекта «Качественные и безопасные дороги». Перед регионами поставлены одинаковые задачи по достижению нормативности на дорогах. Составлена программа дорожных дорог с 2023 по 2027 год. По этой программе предстоит привести в норматив порядка 500 км дорог в республике, на что необходим бюджет более 40 млрд рублей. Программа составлена с дефицитом, и это подталкивает на поиск внебюджетного финансирования. Прежде всего, это поиск новых технологий, наиболее экономичных. Например, применяется технология холодной регенерации.
Разъясним, для читателей «Капиталиста». Холодная регенерация или холодный ресайклинг – это когда старое покрытие дороги перерабатывается в новое основание с одновременным усилением несущей способности, перепрофилированием и укреплением обочин. Слой, полученный после ресайклинга на основе вяжущего, является достаточно прочным, чтобы держать нагрузку от дорожного движения, и достаточно гибким, чтобы препятствовать проникновению трещин с основания на верхний слой.
-- Мы постоянно в поиске экономичных технологий, источников финансирования, -- сообщил министр. – Так же, как и в Иркутской области, занимаемся дорожной безопасностью – реализуем для этого специализированный проект «Интеллектуальные транспортные системы для улучшения безопасности на дорогах». Максимально пытаемся установить барьерные ограждения, чтобы не допустить выезда автомобилистов на встречную полосу. Определяем с ГИБДД наиболее аварийные участки, устанавливаем на них камеры, чтобы не допускать превышения скорости.
По словам Александра Гоге, благодаря федеральной поддержке на территории Бурятии реализуются два капиталоемких проекта: реконструкция около 20 км автомобильной дороги из столицы республики и в центре Улан-Удэ строится мост через реку Уду общим бюджетом 10 млрд рублей.
Не работать по старью…
Николай Быстров, модератор пленарного заседания, председатель технического комитета по стандартизации, призвал «не работать по старью».
Прогресс в том, что до 2003 года дорожная отрасль зависела от Госстроя и Минстроя. И только 10% нормативной базы было разработано с участием непосредственно представителей дорожной отрасли. А сейчас только 5% касающихся дорожной отрасли нормативов разрабатываются за ее пределами. 95% документов принято за последние десять лет, такого нет практически ни в одной другой отрасли РФ. Больше всего документов – по дорожно-строительным материалам и изделиям.
-- В непростое время мы живем, в сложное. И как ни странно, в этих условиях вдруг приходится слышать: поскольку время непростое, давайте мы с вами поработаем по старым стандартам. То есть давайте сделаем хуже, чем можем, потому что тяжелое время? Неловко слышать такое, когда говорят: давайте мы сейчас с вами по старью поработаем, по ГОСТу уровня 1948 года, потому что время сложное, -- посетовал модератор. – Если так делать, ничего хорошего нас не ждет. Сейчас такое время, когда мы просто обязаны делать только то, что самое лучшее. Иначе о каком тогда замещении импорта можно говорить? А ведь помимо национальных стандартов есть и межгосударственный стандарт.
Полимеры, минералы и дроны
Далее спикер обозначил проблемы. Одна из них – в образовании: отрыв учебного процесса от современной нормативной базы и современных технологий, технических решений, которые применяются сегодня в дорожной отрасли. В этом нельзя упрекать преподавателей, потому что это системные, принципиальные провалы в самом законодательстве, касающемся образования в стране. Потому что сегодня каждый вуз разрабатывает учебный план самостоятельно. Более 50 вузов, и каждый самостоятельно определяет, чему учить будущего специалиста, в данном случае специалиста-дорожника. Задача восстановления подготовки высококвалифицированных специалистов стоит остро.
Следующие задачи, по мнению эксперта, которые необходимо регулярно решать, связаны с научными разработками и их внедрением.
Добавление различных полимеров и минералов для улучшения качества дорожного покрытия. Цветовые решения для безопасности на автодорогах и на велосипедных дорожках. Дроны для картографических и геодезических целей. Цифровизация в области строительства автомобильных дорог, использование данных Института мерзлотоведения для отсечения отепляющих и мерзлотных вод, ежегодно разрушающих дороги. Современные водоотводные системы, защищающие дороги и мосты от разрушения. Применение инновационных качественных материалов для замещения импорта. Хотя пока говорить о том, что это возможно полностью, не приходится: сегодня при размещении производства в РФ компоненты для материалов привозятся из-за границы…
Далее в рамках конференции наградили ведущие организации в сфере дорожного строительства. Особенно была отмечена дорожно-строительная компания «Труд».
- Число просмотров: 432