Архив журнала «Капиталист»
Ретейл
Новые гиганты торговли уже в регионе
Присматриваются к площадкам
Маркетплейсы – сегодня это самая активно расширяющаяся форма розничной торговли. Добавив в прошлом году в объемах своих продаж еще более половины, они успешно теснят классическую розницу по всей стране. Причем, не только в онлайн-мире. В Иркутской области в ближайшее время начнется строительство логистического комплекса Wildberries.
В 2023 году маркетплейсы оставались главной движущей силой российской онлайн-торговли. Согласно расчетам Tinkoff eCommerce, за год объемы трат на маркетплейсах выросли в полтора раза, что свидетельствует о дальнейшем укреплении интереса потребителей к онлайн-покупкам.
На это влияют общерыночные факторы: продолжают развиваться альтернативные каналы поставок продукции ушедших брендов, улучшаются условия доставки, повышается удобство пользования платформами, расширяется сеть пунктов выдачи.
Кроме того, уверены эксперты, популярность «выстрелившей» в период недавней пандемии онлайн-торговли далее будет только расти. Потребитель уже оценил такую уникальную возможность: оперативно и в одном месте изучить широкий ассортимент товаров от самого большого количества разнообразных производителей, сравнить характеристики товаров и быстро сделать покупку. И что особо важно – за вполне приемлемую цену.
То есть маркетплейсы воплотили в себе все стремления потребителя к максимальному комфорту – широкий выбор, удобная логистика, удобная система оплаты. И все это не выходя из дома.
Если сравнивать с классическим ретейлом, то онлайн в последнее время превалирует. Однако эксперты утверждают, что почти 88% всего товарооборота в стране все равно приходится на традиционные магазины, автосалоны, продуктовые супермаркеты и рынки. Поэтому можно утверждать, что на данном этапе все торговые форматы прекрасно уживаются друг с другом.
Освоение новой ниши
Сегодня в стране шесть крупнейших маркетплейсов: Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет», KazanExpress, AliExpress и «Мегамаркет», которые и обеспечили наибольший прирост заказов. Количество покупок на них за год в целом возросло на 63%. Наиболее активными в освоении и использовании этих онлайн-платформ стали сибиряки – жители Омска, Красноярска и Новосибирска.
Иркутская область по итогам прошлого года оказалась лидером в Сибирском федеральном округе по сумме продаж на Wildberries. В целом, по этому показателю наш регион занимает восьмое место в стране. Об этом на недавней встрече с иркутскими предпринимателями сообщила гендиректор этого маркетплейса Татьяна Бакальчук.
Здесь стоит сказать, что маркетплейсы заметно изменили и рынок труда, сформировав новую нишу для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. В первую очередь, это селлеры (продавцы на маркетплейсах) и владельцы пунктов выдачи заказов (ПВЗ).
Бизнес селлеров и ПВЗ
ПВЗ остаются самым популярным способом доставки товаров с маркетплейсов. В Ассоциации компаний интернет-торговли насчитали 100 тыс. действующих сейчас в стране партнерских ПВЗ маркетплейсов. Покупателей они более устраивают, чем традиционные службы доставки. Благодаря долгому сроку хранения посылки, удобному режиму работы, отсутствию необходимости ждать курьера. Плюс – широкая сеть ПВЗ в больших городах: можно заказать доставку в любой пункт рядом с домом, недалеко от офиса или на маршруте между ними.
Установлено, что самой привлекательной платформой для старта бизнеса является Wildberries: 63% продавцов по итогам 2023 года выбирали ее в качестве первой площадки. Далее, согласно опросу селлеров, следует Ozon – его первой площадкой назвали 30% продавцов. Третьим стоит «Яндекс Маркет» (7%).
По словам Татьяна Бакальчук, ее платформа давно сотрудничает с малым бизнесом. Сейчас на Wildberries зарегистрировано более девяти тысяч предпринимателей Иркутской области, более половины из них активные.
Уверенности нужно учиться
По наблюдению экспертов, в прошлом году приток новых продавцов сократился на всех платформах. Такое замедление связывают с высоким оттоком среди небольших игроков, бизнес которых не смог достигнуть необходимых оборотов за определенный период.
Вместе с тем рынок становится более зрелым: место неопытных продавцов занимают более профессиональные. Они ведут бизнес более уверенно, укрепляют свои позиции на площадках и торгуют на нескольких платформах одновременно. Количество селлеров, ведущих торговлю на двух и более маркетплейсах, за год увеличилось на 17%.
Впрочем, вести бизнес на онлайн-платформах – этому нужно учиться. К примеру, представители Wildberries неоднократно проводили встречи с предпринимательским сообществом Иркутской области. Задача – усилить навыки работы с маркетплейсом для тех, кто только начал там свою деятельность.
Татьяна Бакальчук сообщила, что к сотрудничеству с Wildberries готовятся иркутские вузы. В них будут проходить лекции от топ-менеджеров и полноценные образовательные программы в сфере e-commerce. Они позволят сформировать понимание, что маркетплейсы – отдельное направление текущей экономики и, если знать механизмы их работы, то можно избежать многих ошибок и активно развивать свой бизнес, зарабатывать на этой площадке.
Стать своими
-- Иркутская область для нас один из приоритетных регионов, -- утверждает гендиректор маркетплейса. – Когда мы приходим в регион, мы выступаем инвестором. Именно поэтому необходимо выстроить плотное взаимодействие с руководством региона. На встрече с губернатором Игорем Кобзевым мы обсудили много интересных проектов. Уверена, что предприниматели Иркутской области смогут оценить плоды нашей совместной работы уже в ближайшем будущем.
А в качестве стартового документа на встрече с губернатором региона было подписано соглашение, которое предусматривает дальнейшее вовлечение местных предпринимателей в сферу электронной торговли с использованием цифровых платформ и реализацию нового инвестиционного проекта по созданию транспортно-логистического комплекса.
Ожидаемые размеры будущего логистического комплекса – около 150 тыс. кв. метров. Объем инвестиций в строительство – 9 млрд рублей.
- Число просмотров: 180