Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Энерготарифы

ИРКУТСКУЮ ОБЛАСТЬ ПОСТАВИЛИ НА СЧЕТЧИК

ПЛАТЕЖИ ЗА ЭЛЕКТРИЧЕСТВО ВЫРАСТУТ МНОГОКРАТНО

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 23 сентября
Экономика
САМАЯ ВЫГОДНАЯ ОТРАСЛЬ
Налоги
ЧТО НЕСЕТ РЕФОРМА 2024-2025

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Тон-М

Архив журнала «Капиталист»

Так это было

Провинциальное репетиторство

Уроки на дому у купцов, как вынужденный приработок

Всеобщий экзаменационный период конца весны – начала лета натолкнул авторов исторической рубрики нашего журнала на вполне закономерную в этом разрезе тему – репетиторство. Изучая материалы, с ней связанные, мы обнаружили интересные сюжеты из прошлого. Которые и предлагаем в этом выпуске.

Мы не уйдем далеко от истины, если первыми репетиторами в России назовем гувернеров, поскольку, кроме воспитания детей в дворянских семьях, в их обязанности входило и обучение подростков некоторым учебным предметам и иностранным языкам. Поэтому история репетиторов в России, будем утверждать, началась еще в XVIII веке.

 

Европейский поток воспитателей

Первые гувернеры/гувернанты прибыли к нам в Петровские времена на волне тогдашней моды на все европейское. И поток этих иностранцев – немцев, французов итальянцев, англичан – не иссякал более ста лет – до первой четверти XIX века. Наиболее востребованными оказались французы – до известных событий 1812 года.

 

Большинство гувернеров в те годы совмещали в одном лице и учителя, и воспитателя для своих подопечных. При этом нередко бывало, что у них самих никакого образования не имелось. Известны случаи, когда в русские купеческие семьи в качестве воспитателя брали француза, который до этого у себя на родине работал всего лишь конюхом. Зато он – носитель модного в те времена французского языка, чем главе семейства можно было и похвастаться, выходя в свет.

 

В 1786 году Екатерина II провела реформу образования, и в закрытых учебных заведениях появились специальные люди, которые не учили, а следили за тем, как ученики выполняют домашнее задание. По сути, тот момент и стал датой появления репетиторов в сегодняшнем понимании этой функции.

 

Следующая дата – 1 июля 1834 года. Император Николай I ввел положение о домашних наставниках и учителях. В положение отдельно оговаривалась форма контроля за такими репетиторами и уровень их подготовки. Можно было работать домашним учителем и без особой подготовки, но только после специальной аттестации.

Знания – на дом

Постепенно, к середине XIX века, репетиторами стали называться все приходящие учителя, занимавшиеся на дому с хозяйскими детьми – профессора, учителя гимназий, студенты и даже гимназисты старших классов.

 

По сохранившимся свидетельствам, внешне суровые учителя гимназии в мгновение ока становились добрыми и интересными, если ученик обращался к ним с предложением позаниматься частным образом. Еще бы. Иван Иванович Панаев, русский писатель и литературный критик, как-то заметил, что гонорар столичного учителя налинался от 150 рублей.

 

Однако вскоре эта практика частного обучения стала настоящим бедствием для системы пореформенного образования, поскольку фактически узаконивала дополнительный доход учителей, граничащий с коммерческим умыслом и даже легальной взяткой. Ведь нередко деньги, получаемые за уроки, представляли собой плату за неофициальную помощь в получении более высоких отметок.

 

Поэтому со второй половине 1870-х учителям гимназий запретили репетиторствовать со своими учениками, особенно перед предстоящими экзаменами.

 

Хотя, возможно, такой порочной практики и не возникло бы, если бы министр просвещения граф Дмитрий Толстой в 1870-е годы не усложнил программу гимназии, в том числе изучением еще и древних языков. После такой реформы справиться с гимназическим курсом могли только либо особо прилежные ученики, либо очень богатые.

Редкая для Иркутска практика

В провинции, например, в Сибири, спрос на репетиторов увеличивался в периоды, когда проходил набор мальчиков в гимназии. Обычно это были три-пять месяцев, предшествовавших апрелю – маю. Однако было достаточно много частных заведений, на постоянной основе проводившие занятия, что называется, «натаскивая на предмет». Но такая практика была не типичной для Иркутска.  

 

В XVIII – в первой трети XIX века репетиторство в Иркутске было занятием редким, потому что постоянно отстраивались новые учебные заведения, утверждает иркутский историк и писатель Станислав Гольдфарб в статье «Как учились иркутяне: история образования в Иркутске».

 

В купеческом городе меценатство и благотворительность считались благородным и нужным занятием. Купцы строили, содержали и периодически пополняли бюджеты школ. А кроме этого, на учебные заведения немалые суммы часто выделяла и городская казна.

 

Но в этой практике существовали исключения. Частных преподавателей приглашали:

 

·         для подготовки детей к поступлению в гимназию, но это были сезонные заработки;

·         для преподавания музыки, рисования;

·         для преподавания иностранных языков.

 

Кроме обучения предметам, детей сибирских купцов в обязательном порядке в домашних условиях подготавливали к умению вести светскую жизнь и поддерживать светские увлечения. Купцы-меценаты денег на это не давали и все желающие должны были готовить своих чат самостоятельно.

 

Интересно, что в сетке расписания уроков в иркутских школах предусматривались и пение, и рисование, и музыка. Скорее всего, нанимая репетиторов на эти же занятия, иркутяне желали более высокого уровня подготовки для своих чад, а возможно даже приобретения ими почти профессиональных навыков.

Расценки на частные занятия в Сибири

К концу XIX века Иркутск числился первым городом империи по доле грамотных людей и количеству начальных школ, обойдя в этом Москву, Санкт-Петербург и Казань. В популярном «Очерке Сибири для народного чтения», изданном в 1897 году, отмечалось, что грамотность в Иркутске высока: на 100 человек приходится 60 обученных читать и писать. Кроме того, из 100 иркутян 35 человек были со знанием одного иностранного языка и 24 со знанием двух и более языков. Наиболее популярными считались китайский и немецкий языки.

 

Можно перечислить и самые популярные дополнительные занятия, для изучения которых на дом приглашали репетиторов. Это обучение игре на фортепиано, флейте, навыкам бильярда и бокса. По ним сохранилось наибольшее количество газетных объявлений той поры.

 

Разброс цен на частные занятия был достаточно велик. Это можно объяснить, скорее всего, индивидуальным подходом в оплате, осуществлявшейся по принципу: кто сколько может, тот столько и платит.

Расценки на услуги репетиторов

Сибирь, 1860 – 1920 гг.  

Период

 

Подготовка к поступлению в гимназию, в руб., в мес.

 

 

Помощь в выполнении заданий, в руб., в мес.

 

 

Иностранные языки, в руб., в мес.

 

 

Обучение игре на музыкальных инструментах, в руб., в мес.

 

 

Бокс и бильярд, в руб., в мес.

 

 

1860 – 1870

 

 

5,5

 

1,5 за занятие

10

25-30

15-20

 

1890-е

 

12

5,5

12-15

50

50-75

 

1900-е

 

18-20

10

5 за занятие

25

7 за занятие

 

До 1914 г.

 

25

15.

40

-

80

 

До 1918 г.

 

20.

15

25-50

130

-

 

В период Гражданской войны

 

-

35

-

-

-

 

Источники: памятные книжки Иркутской, Енисейской губерний, Забайкальской области, Восточно-Сибирского учебного округа, данные статистической однодневной переписи губернского города Иркутска за 22 октября 1879 г.

 

Вообще, средняя зарплата учителя в крупном столичном городе в конце XIX века составляла 300 – 400 рублей в месяц при 20 – 25 уроках в неделю. Но она не позволяла полностью обеспечивать семью, вынуждая педагога давать частные (или, как тогда говорили, приватные. – Авт.) уроки.

 

В провинции же заработок учителя был и того меньше. Поэтому в обществе постоянно обсуждались две стороны приватных уроков: качество школьного образования и нищенское содержание учителя в сочетании с постоянным надзором со стороны властей.

 

В Иркутске учителям платили чуть выше, но спрашивали и за содержание урока, и за «престижность» самой персоны учителя. Порой подобные уроки в купеческих семьях давали возможность и подзаработать, и сделать карьеру и получить доступ к каким-нибудь нужным людям.

 

Так, глава иркутской купеческой династии Александр Второв платил приглашенным для своих сыновей учителям за математику 10 рублей в час, за русский язык и грамматику – 15 рублей, по остальным предметам – от 8 до 12 рублей в зависимости от сложности курса.

 

Однако основная масса иркутских учителей едва ли видела такие деньги.

 

Кстати, в этот период времени общее количество учащихся в Иркутске составляло чуть меньше 1100 человек (данные 1891 г.).

Репетиторы по знакомству  

Учителя с репутацией объявлений о своих услугах не публиковали, их приглашали по знакомству. Удалось выяснить, что в купеческих семьях Иркутска давали приватные уроки:

 

·         Мария Константиновна Турицына, закончившая в Санкт-Петербурге высшие женские курсы (впоследствии она стала доцентом кафедры Иркутского госуниверситета);

 

·         Михаил Васильевич Одинцов – историк, педагог и философ;

 

·         Валентин Павлович Федоров, художник.

 

Об этих людях известно, что помимо работы в старших классах гимназии, они не менее успешно преподавали частным образом в домах купеческих фамилий.

 

Отдельно отметим, что это были не рядовые учителя и иркутяне. Все трое отлично окончили высшие учебные заведения и, кроме успешной карьеры педагогов в дореволюционный период, не менее успешно реализовали себя и позже. В советский период они стали известными деятелями культуры и искусства своего времени, оставили внушительную плеяду учеников.

 

Интересно, что вышеназванные учителя, как и большая часть российских педагогов XIX века, весьма негативно относились к репетиторству, соглашаясь с замечанием известного русского педагога Василия Андриановича Евтушевского: «При одиночном воспитании… замечается отсутствие выработки характера и правильно направляемой воли…, замечается развитие дурных привычек» (цитата по журналу «Семья и школа», 1874 г., Книга 2 - №4).

 

Тем не менее, художник Валентин Федоров за свои уроки брал гонорары – в месяц от 450 рублей, а Мария Турицына индивидуально обучала минимум за 125 рублей в неделю или 600 рублей в месяц. Все учащиеся приходили из очень состоятельных купеческих семей, в которых изначально практиковалось домашнее обучение.

 

Михаил Одинцов брался за самый сложный предмет гимназического курса – логику и за 1000 рублей обещал выучить подопечных на удовлетворительную отметку при условии занятий от пяти месяцев. К нему шли, записывались в очередь и были готовы переплачивать, лишь бы ученик смог сдать этот ненавистный и туго дающейся для понимания предмет хотя бы на тройку.

Педсовет с дракой

Достаточно часто учителей, дающих приватные уроки, потом резко критиковали родители, когда их чада несмотря ни на что не могли успешно сдать экзамен.

 

В 2000 году в Иркутском госуниверситете Анна Лисичникова защитила диссертацию на тему, связанную с образом жизни провинциальной интеллигенции в Сибири. В диссертации, в том числе, упоминались и спорные случаи в преподавательской среде, касавшиеся гонораров за приватные уроки.

 

…Однажды в губернской мужской гимназии в Иркутске на Амурской улице (ныне – здание областного художественного музея на ул. Ленина) на педсовете разбирали жалобу на преподавателя геометрии. Тот пытался объяснить коллегам, что его вины в плохой подготовке учеников, получавших приватные услуги, нет. При этом учитель, как бы защищаясь, размахивал бильярдным кием (в гимназии некоторые темы по математики и геометрии преподавали, используя игру в бильярд).

 

 
Рейтинг@Mail.ru