Архив журнала «Капиталист»
Идеи бизнеса
Летающие грузовики над Байкалом
Возможности и перспективы дирижаблей для Сибири
Что за странная причуда? — вздернет брови деловой человек , читая эту статью. Какие отношения могут возникнуть между чудом природы, на берегах которого нам посчастливилось жить, и полуфантастическим монстром прошлого века в стиле стимпанк?
Да, мы любим Байкал. Но даже самый непривередливый в быту человек, находясь в жилом помещении среди прелестей заповедного Прибайкалья, интуитивно ожидает удобного освещения ночью, комфортного тепла зимой и доступа в «этот самый интернет». А для всего этого необходимы чистые и удобные энергоносители.
Заметим, что речь зачастую идет о небольших населенных пунктах, которых у нас в области десятки. Попасть в них, а тем более доставить груз – как минимум большая проблема. В силу специфики ограничусь задачей «как осветить, обогреть и заставать крутиться все необходимые механизмы».
Вопросы с видом на заповедные земли
Возьмем дрова – красиво и экологично, но с их помощью «сделать» электрическую и тепловую энергию столько, сколько нужно – проблема. С учетом того, что здесь Центральная экологическая зона Байкала (ЦЭЗ БПТ).
Использовать уголь, нефтепродукты – неэкологично. Газовая труба? Также мимо. Ветряки? Солнечные модули и аккумуляторы, микроГЭС (можно даже без запруды, просто на потоке) – а как зимой быть? Да и к жилью от этих генераторов, как правило, придется немалой длины ЛЭП вести.
А сколько земли потребуется отвести в заповедной зоне Байкала, чтобы разместить эти объекты зеленой энергетики (включая ЛЭП)? Как доставить строительные материалы, механизмы, оборудование?
Если водным транспортом по акватории Байкала, то препятствиями тут для транспортировки грузов являются фактическое отсутствие оборудованных для приема и отправки грузов причальных сооружений, равно как и полное отсутствие самого грузового флота.
При этом любое строительство, включая прокладку автомобильных дорог на труднодоступных территориях ЦЭЗ БПТ для новых объектов, кроме уже существующих населенных пунктов, невозможно. Такие сверхжесткие рамки установлены федеральным законом «Об охране озера Байкал».
Как строить? Как перевозить грузы? Как вырабатывать энергию? Одни вопросы с видом на заповедные территории…
Остается одно — обратить взор к небу.
Обращаем взор к небу
Определенная необходимость перевозки достаточно тяжелых (несколько десятков тонн) грузов между необорудованными для взлета и посадки площадками в нашей стране имеется. Что подтверждают уникальные отечественные разработки.
Например, вертолеты В-12 и Ми-26 установили мировые рекорды по транспортировке на большой высоте и на дальние расстояния грузов в 40 и 25 тонн соответственно.
Но, как говорится, есть нюансы. Вертолеты использовать дорого, грузы хотелось бы возить потяжелее – до сотен тонн, и сильно дальше – до нескольких тысяч километров…
На чем же?
Так есть такой вариант: незаслуженно забытые дирижабли! Помните в кино: красивые белоснежные дирижабли, которые плавно катают в безбрежном синем небе отдыхающих пассажиров.
Что и как там с этими небесными красавчиками сейчас? Как у них теперь насчет подкинуть несколько тонн груза в дальний таежный угол?
Действительно, в условиях фактически безлюдного горного ландшафта западного берега Байкала дирижабли могут стать единственным видом транспорта, который обеспечит выполнение строительных работ, доставку грузов (в частности, топлива) до потребителей с минимальным воздействием на уникальную экосистему акватории озера и Байкальской природной территории.
Воздухоплавание с деловым прицелом
Идея использования дирижаблей возрождается по всему миру. Хотя воздухоплавание никогда и не умирало окончательно, в наше время и даже в нашей стране энтузиасты (и не только) вновь занимаются этой многообещающей тематикой, причем с деловым прицелом. Ведь уже в относительно недалеком будущем безопасные (гелиевые, а не водородные) беспилотные грузовые дирижабли (БГД) могут занять очень даже заметные узкие ниши гражданского применения.
Кроме сельского хозяйства, охраны лесов, обеспечения доставки достаточно тяжелых грузов (до сотен тонн!), они могут сработать и как летающие грузовики с краном – монтаж крупногабаритных конструкций, крупномодульного оборудования на уже подготовленной площадке. Для этого не потребуется строить специальные дороги, мосты, туннели или углублять фарватеры и сооружать причалы.
Идеальный транспортно-монтажный агрегат – дирижабль позволит буквально с неба установить готовое жилье или обеспечить энергокомплекс новым запасом топлива.
Если по воздуху, то и зимники не нужны
Владимир Ворошилов из Аэроконструкторского бюро дирижаблестроения – один из российских предпринимателей, кто на своем опыте руководства логистической компании, в том числе по доставке на протяжении более двух десятков лет крупногабаритных грузов в Арктике и на Дальнем Востоке, убежден в коммерческой перспективности таких инновационных воздухоплавательных аппаратов.
При его участии и при поддержке Фонда перспективных исследований (ФПИ) в 2022 году создан проект и сформирован технический облик современного грузового дирижабля, который должен выполнять транспортные операции с учетом сложных климатических условий изолированных и труднодоступных территорий, включая восточные и арктические регионы нашей страны.
Это будет полужесткая конструкция вроде тороидального термоплана грузоподъемностью от двух до 60 тонн, без непосредственного присутствия человека в летательном аппарате (беспилотный воздухоплавательный аппарат).
Возможностями БГД первыми заинтересовались наши северные соседи. В Якутии хотели бы снизить затраты на доставку жизненно необходимых грузов для труднодоступных территорий, поскольку всесезонный характер применения БГД в принципе может исключить необходимость ежегодного строительства зимников.
Еще в феврале 2022 года в Якутске прошло обсуждение проекта для доставки грузов в удаленные населенные пункты арктических улусов. Надо сказать, что при этом экспертами в разработке и эксплуатации летательных аппаратов был высказан ряд обоснованных вопросов и проблем.
Вопросы, которые есть
Безусловно, в любом предложении деловой человек обязательно должен видеть не только достоинства, но и недостатки.
Одной из основных проблем грузовых дирижаблей является огромный объем, необходимый для создания подъемной силы.
Далее большой объем ведет к значительному влиянию ветровых потоков на изменение траектории движения
Суровые климатические условия Арктики выдвигают жесткие требования к конструкционным материалам, системам борьбы с обледенением, удержания позиции самого летательного аппарата и особенно – его полезного груза.
Надежность и безопасность работы в небе крупного и тяжеловесного беспилотного объекта в воздушном пространстве – также проблемы, которые предстоит решить.
Немаловажным фактором является и отсутствие каких-либо экономических оценок применения БГД, поскольку пока что они не имеются в наличии даже в виде опытных образцов.
Небо открыть
Вместе с тем, буквально недавно произошло важнейшее событие, которое значительно ускорит процессы разработки и создания в нашей стране такого особого вида беспилотных авиационных систем, как БГД2.
Президент России Владимир Путин в ходе совещания по вопросам развития беспилотной авиации в январе этого года поручил «открыть небо для гражданских беспилотников в безопасных регионах, где для этого соблюдены и другие необходимые условия. При всех текущих объективных трудностях, повышенных требованиях к безопасности это принципиальный вопрос для опережающего развития отрасли (беспилотных авиационных систем), для испытаний и массового производства новой продукции».
В заключение этой статьи сообщу, что к теме грузовых дирижаблей свой интерес проявили уже такие субъекты как "Ростех", Росатом, другие крупные промышленные и транспортные компании.
- Число просмотров: 123