Налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, указанных в пункте 5 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации. Если налогоплательщик (в том числе индивидуальный предприниматель), имеющий право на данную льготу, обладает несколькими земельными участками, расположенными на территории одного муниципального образования, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму осуществляется в отношении только одного из этих участков. При этом налогоплательщик должен самостоятельно определить: в отношении какого земельного участка будет уменьшена налоговая база, - и оповестить об этом налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Для этого ему необходимо подать заявление, приложив к нему документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 391 НК РФ.
Если налогоплательщик, обладающий правом на льготу, имеет несколько земельных участков: по одному в разных муниципальных образованьях, - уменьшение налоговой базы осуществляется в отношении каждого из этих участков.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности. Поэтому по такому земельному участку уменьшение на не облагаемую налогом сумму применяется только к налоговой базе, приходящейся на долю земельного участка, которая принадлежит налогоплательщику, имеющему право на уменьшение налоговой база в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ.
На основании пункта 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
При этом пунктом 15 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 г. №5 определено, что впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Поскольку лица, определенные в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не относящегося в соответствии со статьей 1 Налогового кодекса к законодательству о налогах и сборах, не указаны в пункте 5 статьи 391 НК РФ, бывшие несовершеннолетние узники фашизма не вправе применять льготу в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму.
В тоже время, если бывшие несовершеннолетние узники фашизма относятся к указанным в пункте 5 статьи 391 НК РФ налогоплательщикам, например, к инвалидам, имеющим III степень ограничения способности к трудовой деятельности, или имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, либо являются инвалидами с детства (подпункты 2 и 3 пункта 5 статьи 391 НК РФ), то они вправе уменьшить налоговую базу по земельному налогу в установленном пунктом 5 статьи 391 НК РФ порядке.
В соответствии со статьей 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, при передаче земельных участков в аренду остаются плательщиками земельного налога. Следовательно, в отношении указанных в пункте 5 статьи 391 НК РФ налогоплательщиков сохраняется право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму. /По сообщению УФНС России по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу/