Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Новости

Об изменениях в процедуре налоговых проверок

18 декабря 2006 года

C 1 января 2007 года вступают в силу поправки в налоговый кодекс, которые внесены в НК РФ Федеральным законом от 27.07.2006 №137-ФЗ. Об изменениях в процедуре налоговых проверок рассказывает Наталья Балуткина, замначальника отдела контрольной работы УФНС России по Иркутской области и УОБАО.

В связи с вступлением в силу поправок в НК РФ в следующем году существенно изменится процедура проведения и оформления результатов налоговых проверок, особенно камеральных. При этом налоговые проверки  и иные мероприятия налогового контроля, в том числе связанные  с налоговыми проверками, а также оформление  результатов  налоговых проверок, не завершенных  до 1 января 2007 года, проводятся в порядке, действовавшем до вступления в силу  указанного закона.
 
Камеральная налоговая проверка
   По-прежнему для проведения камеральной налоговой проверки не нужно специального решения. Проверке подвергаются все представляемые налоговые декларации и расчеты. Как и ранее, ее срок составляет три месяца со дня сдачи налогоплательщиком отчетности. Вместе с тем, порядок проведения этой формы налогового контроля во многом изменился.
   С 2007 года при проведении камеральной проверки налоговые органы не вправе запрашивать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, которые прямо не предусмотрены Налоговым кодексом. Это общее правило установлено в новой редакции пункта 7 статьи 88 НК РФ. В то же время из этого правила предусмотрены исключения. Одно из них - случай, когда при камеральной налоговой проверке выявлены ошибки в налоговой отчетности либо несоответствия между сведениями, представленными налогоплательщиком и имеющимися у налогового органа. О выявленных ошибках инспектор обязан сообщить налогоплательщику. А тот, в свою очередь,  в пятидневный срок - представить необходимые пояснения или внести исправления в отчетность.  
   У налогоплательщиков, которые используют налоговые льготы, инспекция вправе запросить  документы, подтверждающие право на эти льготы. Кроме того, налоговый инспектор может потребовать у организации любые документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов.
   Особый порядок проведения камеральной проверки устанавливается и при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. В этом случае инспекция имеет право истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. Причем, помимо этого налогоплательщик, заявивший выручку по ставке 0 процентов, обязан в соответствии с пунктом 10 статьи 165 НК РФ  представить в налоговый орган  документы, подтверждающие обоснованность применения ставки 0 процентов.
   Таким образом, установлен закрытый перечень случаев, когда налоговые органы могут запросить дополнительные документы в ходе камеральной проверки. В остальных ситуациях истребование документов становится неправомерным. Эти изменения сделают камеральную проверку менее обременительной формой налогового контроля для налогоплательщиков. Ведь сейчас истребование документов зачастую является одним из наиболее сложных моментов взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
Еще одно существенное новшество в порядке проведения камеральной проверки - обязанность налогового органа составить акт по результатам проверки в течение 10 дней после ее завершения (абзац 2 пункта 1 статьи 100 НК РФ). Однако это касается только тех случаев, когда установлен факт совершения налогового правонарушения. Таким образом, вводится обязательная процедура оформления результатов камеральных проверок.

 

Выездная налоговая проверка
   Выездная налоговая проверка проводится  на основании решения о проведении выездной налоговой проверки, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по месту нахождения организации или месту жительства физического лица. Решение о выездной проверке организации, отнесенной в соответствии со статьей 83 НК РФ к категории  крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
   Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала (или представительства) проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения. Предметом проведения проверок обособленных подразделений могут быть вопросы правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и местных налогов.
   Период проверки остается без изменений. Как и раньше, можно проверить период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При выездной проверке налогоплательщик обязан обеспечить возможность для ознакомления должностных лиц налоговых органов с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
   Наиболее важным изменением, имеющим отношение к выездным налоговым проверкам, является регламентация сроков их проведения. Так, исключается механизм исчисления сроков проверки в зависимости от фактического времени пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.
   Согласно новой редакции этой статьи, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. При этом срок самостоятельной выездной проверки филиалов и представительств не должен превышать одного месяца.
   Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки, а не со дня вручения решения налогоплательщику, как сейчас. Дата окончания проверки осталась прежней - день составления справки о проведенной проверке, которая вручается налогоплательщику (его представителю).
   С будущего года вводится ограничение на количество проводимых проверок. В отношении одного налогоплательщика нельзя будет проводить более двух выездных налоговых проверок в календарном году. Исключением является случай, когда решение о проведении проверки принято руководителем ФНС России. При этом количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок филиалов и представительств организации при расчете указанного ограничения не участвует. Аналогичное ограничение предусмотрено для филиалов и представительств. Более двух выездных налоговых проверок одного филиала или представительства в календарном году не допускается.
   Новая редакция статьи 89 НК РФ предоставляет налоговым органам право на приостановление выездной проверки. Общий срок которого не может превышать шести месяцев. Однако может быть увеличен на три месяца в том случае, если не получен ответ на запрос от иностранных государственных органов.
   В течение указанного срока приостанавливаются действия налоговой инспекции по истребованию документов у налогоплательщика. Ему возвращаются все подлинники документов, запрошенные при проверке (кроме документов, полученных в ходе проведения выемки). Приостанавливаются также действия налоговой инспекции на территории налогоплательщика, связанные с проверкой.
   Приостановить проведение выездной налоговой проверки возможно в случаях:
- истребования документов от контрагентов или иных лиц;
- получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
- проведения экспертиз;
- перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. 
   Сохраняется право налоговых органов на проведение повторных выездных налоговых проверок. Под ними понимаются выездные проверки, осуществляемые независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
   Сейчас право на такие проверки предоставлено только вышестоящим налоговым органам в порядке контроля за деятельностью налоговой инспекции, проводившей проверку, а также при реорганизации или ликвидации организации. С 2007 года право на повторные проверки предусмотрено в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках такого контрольного мероприятия проверяется период, за который подана уточненная декларация.
   Важным новшеством является то, что к налогоплательщикам по результатам повторной проверки не будут применяться налоговые санкции. Исключение составляют случаи, когда при проведении первоначальной налоговой проверки имел место сговор между налогоплательщиком и должностным лицом налогового органа.

 

Оформление результатов проверки
   Процедура оформления результатов камеральной проверки теперь такая же, как и при выездных проверках. Хотя для камеральной проверки существуют и особенности. Срок оформления акта по результатам выездной проверки не изменился. Он равен двум месяцам со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке. Акт проверки оформляется по результатам любой выездной проверки независимо от того, были выявлены нарушения или нет.
   Что касается камеральной проверки, то согласно принятым изменениям акт составляется в случае выявления нарушения налогового законодательства. Оформляется акт в течение 10 дней после окончания проверки. Акт подписывают проводившие проверку лица и налогоплательщик (его представитель), в отношении которого она проводилась. Акт налоговой проверки, в том числе и камеральной, должен быть вручен налогоплательщику (его представителю) под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате получения.
   Налогоплательщики получили право в случае несогласия с фактами, изложенными проверяющими в акте камеральной проверки, подать письменные возражения и присутствовать при рассмотрении материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Данная норма в настоящее время действует только в отношении выездных налоговых проверок. Срок для подачи возражений - 15 дней с момента получения акта проверки вместо предусмотренных в настоящее время двух недель. В ходе рассмотрения материалов проверки может быть принято решение о проведении в месячный срок дополнительных мероприятий налогового контроля. В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля могут истребоваться документы в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, проводиться допрос свидетелей и экспертиза. По результатам  рассмотрения материалов  налоговой проверки руководитель налогового органа выносит решение о привлечении  к ответственности за совершение налогового правонарушения или об отказе  в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которые вступают в силу  по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение.

 

Истребование документов
   Изменился срок представления налогоплательщиком документов по требованию налогового органа, установленный статьей 93 НК РФ: он увеличен с 5 до 10 дней. Конкретизирована дата, с которой начинает исчисляться этот срок - со дня вручения требования. Данный срок исчисляется в рабочих, а не календарных днях. Это следует из новой редакции статьи 6.1 НК РФ. Кроме того, руководителю налогового органа предоставляется право продлить сроки подачи документов или отказать в продлении. Об этом выносится отдельное решение. Основанием для него послужит уведомление налогоплательщика о невозможности сдать документы в установленный срок. Этот документ должен быть направлен в налоговую инспекцию в течение дня, следующего за днем получения  требования о представлении документов для проверки. При этом документы, запрашиваемые налоговым органом, представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (иного уполномоченного лица) и печатью этой организации.
   Начиная с 1 января 2010 года, при проведении налоговой проверки будет действовать ограничение на истребование у проверяемого лица документов, которые ранее уже представлялись в налоговый орган при камеральных или выездных проверках данного налогоплательщика.
   Это ограничение не будет действовать только в двух случаях:
- если документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных в дальнейшем проверяемому лицу;
- если документы, сданные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.
   Правила истребования документов о налогоплательщике или информации о конкретных сделках у других лиц (контрагентов проверяемого налогоплательщика) теперь установлены в новой статье 93.1 НК РФ.
Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе  потребовать документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию о конкретных сделках.
   Согласно статье 93.1 НК РФ более широкие сведения о проверяемом налогоплательщике могут быть истребованы только в ходе налоговой проверки. Между тем информацию по конкретной сделке инспектор может запросить и вне рамок проведения налоговых проверок.
   Кроме того, истребование документов, касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, может проводиться при рассмотрении материалов налоговой проверки в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля. Основанием является соответствующее решение руководителя налогового органа.
   Статья 93.1 НК РФ предусматривает порядок истребования документов. Сначала налоговый орган, проводящий налоговую проверку или иные мероприятия налогового контроля, должен дать поручение об истребовании документов налоговому органу по месту постановки на учет лица, у которого должны быть истребованы документы. Налоговая инспекция по месту учета контрагента направляет ему соответствующее требование в течение пяти дней со дня получения поручения. При этом к требованию прилагается копия поручения об истребовании документов.
   Требование о представлении документов или информации должно быть исполнено в течение пяти рабочих дней со дня получения. Если это сделать невозможно, то налоговый орган по ходатайству лица, у которого запрашиваются документы, имеет право продлить указанный срок.
   Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (иного уполномоченного лица) и печатью.


Наталья Балуткина,
заместитель начальника отдела контрольной работы УФНС России по Иркутской области
и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу

Другие новости

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть