Новости
Проблемы обращения отходов
3 июня 2008 года
Для решения проблемы обращения отходов в Иркутской области необходимо разработать финансовые механизмы стимулирования развития предприятий по сбору и переработке мусора.
К такому выводу пришли участники совещания по вопросу исполнения муниципальными образованиями полномочий в сфере обращения с отходами, которое прошло в администрации области. Как отметили участники совещания, федеральное законодательство в этой сфере требует доработки, в частности, закон «Об отходах производства и потребления» не решает нынешних проблем. Кроме того, подобный закон нужен самому региону.
Как сообщил на совещании руководитель службы по охране природы и озера Байкал Юрий Панасенков, в настоящее время единственным нормативно правовым актом в этой сфере является распоряжение администрации «Об инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления в Иркутской области», которое вышло в середине 2006 года. Также в регионе не разработана концепция обращения с отходами потребления, нет соответствующей межмуниципальной программы. В свою очередь в муниципалитетах не ведется должный учет и контроль количества образовавшихся, вывезенных на свалки отходов, не разрабатываются схемы санитарной очистки территорий. Ю. Панасенков пояснил, что эти проблемы связаны с недостаточностью финансовых средств в бюджетах муниципальных образований. Так, только разработка проекта полигона твердых бытовых отходов обойдется местным бюджетам в сумму от 500 тыс. до 85 млн. руб., строительство – от 20 млн. до 4 млрд. руб. При этом, окупаемость подобных объектов составляет не менее десяти лет.
По данным службы, на территории Иркутской области находится 729 объектов размещения отходов, они занимают площадь 3,9 тыс. га. На этих объектах хранится 133,5 млн. тонн отходов, в том числе 82,4 млн. тонн промышленных и 52,1 млн. тонн твердых бытовых отходов. Как отметил Ю. Панасенков, более половины мест размещения отходов не имеют соответствующей разрешительной документации, то есть являются несанкционированными свалками. Они имеются почти во всех муниципальных образованиях области.
Как сообщил руководитель службы, правоустанавливающие документы на земельные участки для размещения отходов производства и потребления есть в 18 из 42 муниципальных образований области. Как правило, такую документацию в полном составе имеют городские округа и экономически благополучные муниципальные образования. В семи муниципальных образованиях правоустанавливающие документы в настоящее время находятся в стадии оформления или согласования. Еще 17 МО представили план-графики работ по сбору и оформлению правоустанавливающей и прочей необходимой документации.
Для решения вопросов организации сбора, удаления, обезвреживания бытовых отходов и уборке населенных пунктов необходимо наличие у муниципалитета схемы санитарной очистки территории. В настоящее время генеральные схемы санитарной очистки разработаны в трех муниципальных образования: Иркутске, Ангарске и Усть-Илимске. В 20 территориях генсхемы санитарной очистки находятся в стадии разработки. В семи муниципалитетах, где численность населения менее десяти тыс. человек, действуют временные схемы. По итогам совещания муниципалитетам поручено продолжить работу по подготовке этих документов, а областная администрация решила поставить на контроль вопрос исполнения муниципалитетами своих полномочий в этой сфере.