Свежий номер «Капиталиста»

В центре внимания

Кадры

НЕХВАТКА КАНДИДАТОВ

ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА В ОТРАСЛЯХ

 

Свежий номер «Капитала»

В продаже с 1 апреля
Авторынок
БЛОГЕРАМ ДОВЕРЯЮТ
Доходы и расходы
ПАДЕНИЕ ВЫРУЧКИ -- ЧТО ДЕЛАЕТ БИЗНЕС

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ

сайт органов местного самоуправления

Новости

Иркутские ритейлеры и эксперты рынка сдержанно оценивают вступивший сегодня в силу закон «О торговле»

1 февраля 2010 года

1 февраля вступил в силу закон, регулирующий торговую деятельность в РФ, который был принят депутатами Госдумы 18 декабря 2009 года.

В законе подробно прописаны права и обязанности поставщиков, торговых организаций, антимонопольные ограничения, полномочия органов власти. В Госдуме считают, что от введения закона выигрывает потребитель. Депутат Государственной Думы Юрий Свердлов, один из разработчиков Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», на совещании представителей органов власти, торговых организаций и производителей Новосибирской области пояснил: «Мы создаем прозрачные условия торговли, прекращается взимание денег за мнимые услуги, которые навязываются поставщикам – например, такие, как плата за размещение на определенной полке. Ликвидация дополнительных платежей и повышение прозрачности отношений ритейлеров и производителей могут привести к снижению цен на товары». Речь депутата процитировала пресс-служба администрации Новосибирской области.

Экономические эксперты Иркутской области и представители торговых сетей считают, что потребитель от закона не выиграет. Исполнительный директор «Консалтингового центра Маркетинга и Рекламы» Валентина Золотухина отметила, что закон не запрещает дополнительные платежи за место на полке, за листинг (вывод нового бренда), он запрещает включать эти бонусы в договоры поставки. При этом ничто не мешает сетям включить эти премии в отдельные договоры об оказании услуг. По закону не допускается «понуждение к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров» (ст.9 п.12) Но и этот пункт закона не помеха. «Все происходит по добровольному согласию обеих сторон и, как правило, либо изначально плата за место на полке описывается договором об оказании маркетинговых услуг, что не противоречит и новому закону (ст. 9 п.11), либо вообще проходит без юридического оформления, то есть «вчерную», – комментирует Валентина Золотухина. – Практика оплаты стоимости места на полке пришла от транснациональных компаний. Они хотят и могут оплачивать дополнительно свое присутствие в конкретном месте в нужном объеме. Розничные сети стали распространять эту практику и на местных поставщиков. Де – юре закон защищает интересы местных товаропроизводителей от поборов сетей, но фактически, компании, способные договориться с руководителями сетей и оплатить свое присутствие на полке по-прежнему легко могут это сделать».

Генеральный директор иркутской торговой сети «Слата» Роман Селезнев в свою очередь отметил, что запрет на взимание денег с поставщиков за дополнительные услуги, никак не отразится на деятельности торговых сетей в нашем регионе, потому что «местные сети супермаркетов не чинят препятствий для отечественных производителей, малого и среднего бизнеса».

Валентина Золотухина считает, что принятый закон фактически играет в пользу крупных международных компаний-производителей – «они могут тратить деньги на продвижение своих продуктов и в результате выиграют».

Представителей крупных российских розничных сетей больше всего возмутила 14 статья нового закона, в которой прописаны антимонопольные ограничения. В соответствии с ними, компания, доля которой в общем объеме всех реализованных на территории продовольственных товаров в денежном выражении превышает 25%, лишается права приобретать или арендовать дополнительные площади торговых объектов. Ограничение применимо как к субъекту федерации, так и к каждому муниципальному району или городскому округу. Ограничение действует с 1 февраля для компаний, чей порог превышает допустимые 25% в субъектах федерации, а с 1 июля 2010 года – в муниципальных районах и городских округах.

Федеральная антимонопольная служба уже разработала и направила на согласование в Минэкономики методику расчета долей розничных торговых сетей на региональных и муниципальных рынках продовольственных товаров. Методика простая – доля торговой сети делится на общий объем розничной торговли продовольственными товарами на соответствующем рынке и умножается на 100%.

Как подчеркивают в последние дни федеральные эксперты, эта методика расчета должна, по замыслу ее создателей, опираться на данные региональных органов Росстата – а они не в полной мере владеют данными о суммарных оборотах в местной торговле. Как считают обозреватели центральных СМИ, этот фактор практически блокирует антимонопольный смысл нового закона на муниципальном и региональном уровне.

Впрочем, Валентина Заморина, руководитель Иркутского управления Федеральной антимонопольной службы уверена в обратном. На прошлой неделе, отвечая на пресс-конференции на вопрос Телеинформа, она заявила:

– Это контроль за экономической концентрацией на различных рынках. Определение долей рынка – есть одна из наших функций. Это узкоспецифическая невидимая работа, которую ведет антимонопольная служба.

Так или иначе, но ритейлеры Иркутской области по поводу возможных антимонопольных санкций не сильно переживают. «Ограничения, о которых идет речь, никак не отразятся ни на сети «Слата», ни на других местных сетях, потому что ни у кого на данный момент нет такой доли рынка, – подчеркивает генеральный директор ГК «Слата» Вячеслав Заяц.

Директор «Консалтингового центра Маркетинга и Рекламы» говорит о том же: «Закон ограничивает «рыночную власть» крупных федеральных сетей. В нашей области их просто нет, а местные игроки, каждый по отдельности, имеют незначительную долю рынка».

Региональные представители розничной торговли больше обращают внимания на другие пункты закона, например, Роман Селезнев считает, отмена договора комиссии повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки на сельхозпроизводителей.

«У производителей увеличатся издержки, поэтому они будут вынуждены увеличивать отпускные цены на сельхозпродукцию. Соответственно это увеличение отразится и на розничной цене продукции», – объясняет генеральный директор торговой сети «Слата». Кроме того, Роман Селезнев считает, что могут возникнуть определенные неудобства у производителей и у представителей розничной торговли в связи с установленными законом предельными сроками оплаты за товар.

«По новому законодательству сроки расчета с поставщиками за продовольственные товары – 10 рабочих, 30 и 45 календарных дней в зависимости от срока годности продукта. Но дело в том, что производителей, которые поставляли бы товары одного срока годности, почти нет. Обычно производители поставляют товар с разным сроком годности – например, до 10 дней и до 30 дней», – комментирует он.

«Данный закон – первая попытка описать нормы и правила взаимодействия в российской торговле. Реально он затрагивает не всю розничную торговлю в целом, а только розничную торговлю продуктами питания. Однако, как экономист, я отрицательно отношусь к попыткам государственного регулирования рыночных отношений. Рынок – это саморегулирующаяся система и вмешательство в эту систему приводит к нежелательным последствиям – росту цен, дефициту товаров, коррупции, расцвету откатов и так далее, – говорит Валентина Золотухина. – Дробление федеральных розничных сетей приведет к тому, что они не смогут закупать большие объемы продукта, следовательно, не смогут рассчитывать на скидки, которые предлагают производители при покупки крупной партии товаров. Поэтому весьма вероятен рост розничных цен за счет снижения рыночной силы этих игроков. Как будут чувствовать себя местные товаропроизводители пока неясно. Многое будет зависеть от доли рынка и географического положения».

ИА Телеинформ

Другие новости

2024

2023

2022

2021

2020

2019

2018

2017

2016

2015

2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

2007

2006

 
Рейтинг@Mail.ru
О нас
рекламные издания
деловая пресса
оказание рекламных услуг
журналы иркутска
рекламные сми
журналы сибири
деловые сми
рекламная полиграфия
стоимость рекламы в журнале

Журнал капитал
журнал капитал
рекламный каталог
журнал товары и цены
торговый журнал
товары и цены каталог
товары в иркутске
рекламно информационные издания
рекламный журнал

Журнал капиталист
бизнес журнал
бизнес издания
деловые издания
деловой журнал

Размещение рекламы
размещение рекламы в журнале
региональная реклама
реклама в печатных сми
реклама в печатных изданиях
реклама в регионах
реклама в иркутске
реклама в журналах и газетах
реклама в журналах
закрыть