Новости
Кто заплатит за обеление малого бизнеса
3 июня 2021 года
Первый день Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) свелся к дискуссиям вокруг цифровизации малого и среднего предпринимательства (МСП). В правительстве рассчитывают, что это позволит обелить сектор малого бизнеса, который ради эффективности зачастую «уходит в тень»,— взамен власти декларируют готовность выстраивать широкую и проактивную систему поддержки компаний на основе их бизнес-показателей. Сами же компании, хотя и признают цифровизацию неизбежной, инвестировать в нее самостоятельно не готовы. Частичным решением проблемы должны стать льготные программы кредитования на внедрение в компаниях отечественных IT-разработок.
Первый день ПМЭФ-2021 открыл Российский форум малого и среднего предпринимательства, его центральной темой стала цифровизация малого бизнеса, неизбежность которой проявилась на фоне COVID-19. Детали обсуждались сразу на многих площадках и в пленарной дискуссии. Речь шла как о неготовности самих компаний к трансформации бизнес-процессов, так и о запросе на помощь государства при освоении технологий и в целом корректировке модели господдержки.
Мнение правительства на пленарной сессии ПМЭФ сформулировал первый вице-премьер Андрей Белоусов: сам бизнес не способен обозначить приоритеты поддержки в долгосрочной перспективе, это сделает государство, обеспечив проактивную поддержку компаний на основе анализа данных о них.
Один из ключевых вопросов для правительства из-за ограниченных ресурсов — в выборе модели: создавать востребованные компаниями сервисы или прототипы ресурсов, которые помогут изменить бизнес-технологии.
В целом же государство готовит широкую линейку сервисов для МСП.
Во многом поддержка после реформы институтов развития сосредоточится в АО «Корпорация МСП» — оно представило обновленную стратегию. В планах — создание цифровой платформы МСП, работающей в режиме «одного окна» (консолидации всех необходимых бизнесу сервисов). Подбор таких мер поддержки будет проактивным — на основе скоринга компаний: например, регионы смогут по ИНН отслеживать экономически активные компании и адресно им помогать.
Однако запрос поддержки шире: по данным опроса «Корпорации МСП», ее хочет каждый третий предприниматель (в РФ, напомним, 5,8 млн компаний МСП и 2,4 млн самозанятых), из них о необходимости расширения доступа к финансам говорит половина. Сама «Корпорация МСП» увеличит объем гарантийной поддержки до 2,2 трлн руб. в 2021–2025 годах (в прежней конструкции — 1,6 трлн руб. в 2016–2020 годах) и снизит лимиты для получателей для увеличения охвата.
Привлечение же к поддержке малого бизнеса других акторов помимо государства пока сталкивается с проблемами.
Так, замглавы Минфина Алексей Лавров отметил, что госкомпании неохотно привлекают малый бизнес к своим закупкам, и ведомство вынуждено перейти к их прямому регулированию: в правительстве уже обсуждают повышение обязательной доли закупок у МСП с 20% до 30%.
Отметим, что, хотя «Корпорация МСП» в среду декларировала цели по расширению охвата бизнеса, приоритеты государства смещаются в сторону адресной поддержки бизнеса, способного обеспечить экономический рост. Цифровизация же в правительстве рассматривается как инструмент получения данных о компаниях для настройки такой адресной поддержки и обеления бизнеса. «Малый бизнес в качестве основного ресурса привык использовать тень»,— пояснил Андрей Белоусов. В качестве примера он привел индустрию фитнеса, где «наемных работников вообще нет», что позволяет уходить от выплаты налогов и соцвзносов.
Компании признают необходимость цифровизации для роста конкурентоспособности, но инвестировать в обеление себя не готовы. 92% компаний считают, что это задача государства и институтов развития,— такие данные на сессии по цифровизации МСП привела замглавы банка «Открытие» Надия Черкасова. В правительстве ожидают, что частично стимулировать компании к цифровизации могут программы ее льготного кредитования.
Коммерсант