Новости
В России число фишинговых сайтов, маскирующихся под маркетплейсы, выросло в 11 раз
29 июня 2023 года
Число фишинговых сайтов, маскирующихся под российские маркетплейсы, выросло в 11 раз относительно аналогичного периода прошлого года. Так, за первые полгода 2022 года в зонах .ru и .рф было заблокировано 5 тыс. фишинговых сайтов, а в 2023 году — уже более 18 тыс.
Это больше, чем по итогам всего 2022 года, когда в рунете в целом было заблокировано 15,3 тыс. ресурсов. Такие данные представил Координационный центр доменов.ru/.рф (КЦ).
Лидером по фишинговым аналогам стал сервис «Авито»: было обнаружено и заблокировано 2,9 тыс. доменов, за ним следуют «Юла» (входит в VK, 1,7 тыс.) и Ozon (1,5 тыс.). За первое полугодие 2022 года было заблокировано 329 фишинговых доменов по «Авито», 94 домена по «Юле» и 89 — по Ozon.
Эксперты отмечают, что ключевая схема обмана на копиях маркетплейсов — фальшивая продажа: пользователь вводит данные карты на сайте, после чего с нее списываются средства. Фишинговые ссылки на такие сайты распространяются в основном в мессенджерах, уточняют они.
Сам выбор злоумышленниками маркетплейсов для кражи средств в центре объясняют тем, что цифровые магазины сейчас составляют «ядро российской электронной коммерции». Они имеют значительные обороты и, располагают «большим числом слабо подготовленных пользователей, которые легко клюют на удочку мошенников», пояснили в центре.
В компании F.A.C.C.T. (бывшая Group-IB) также отмечают рост фишинговых онлайн-магазинов, работающих по этой схеме. В первом квартале количество выявленных фишинговых доменов оказалось на 12% больше, чем в аналогичном периоде 2022 года, рассказали в компании. Основная масса фишинга, направленного на маркетплейсы, использует зарубежные зоны — .top, .store, .online и другие, добавили в F.A.C.C.T.
В России для блокировок таких сайтов используется система Минцифры «Антифишинг» (работает с июня 2022 года). В Минцифры сказали, что ведут постоянный мониторинг, а при выявлении подозрительных ресурсов оперативно связываются с компаниями для подтверждения того, что это фишинговые сайты.
Также по выявлению и блокировке фишинговых ресурсов Минцифры «взаимодействует с компаниями—участниками АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли), в том числе с такими крупными маркетплейсами, как Ozon и Wildberries».
New Retail
P.S. "Нет, мы не подтверждаем эту статистику. По данному вопросу мы сотрудничаем с ЦБ и другими партнерами в области кибербезопасности в рамках программы противодействия недобросовестным практикам. Авито умеет блокировать сомнительные ссылки, не имеющие отношения к платформе, если какой-то пользователь пытается переслать их другому в нашем чате и обеспечивает безопасность на всем пути пользователя от регистрации до совершения сделки. За последние три года мы улучшили показатели безопасности платформы более чем в 60 раз".
Комментарий пресс-службы Авито